"Русский стандарт" и "Синергия" утверждают, что не могут без убытка торговать недорогой продукцией из-за необоснованных бонусов, которые требуют ретейлеры. С одним из обидчиков – сетью "Дикси" – они просят разобраться ФАС.
Спорные бонусы
Как стало известно РБК, три компании – "Синергия" Александра Мечетина, а также входящие в холдинг Roust Рустама Тарико "Русский стандарт" и "Русский алкоголь" – попросили Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проверить, насколько законны бонусы, которые требует с поставщиков группа "Дикси" (магазины "Дикси" и "Виктория") Игоря Кесаева. По их просьбе соответствующее письмо Союз производителей алкогольной продукции (СПАП) отправил 18 февраля руководителю ФАС Игорю Артемьеву.
Наличие жалобы РБК подтвердили представитель канцелярии ФАС, председатель правления СПАП Дмитрий Добров, вице-президент Roust Игорь Косарев и Мечетин. Представитель "Дикси" Екатерина Куманина сообщила, что уведомлений о жалобе ретейлер пока не получал.
Как пояснил Добров, члены ассоциации вначале обратились в СПАП с жалобой на "Дикси": они прислали договоры поставок, переписку между байерами "Дикси" и представителями производителей, коммерческие предложения, протоколы о намерениях и прочие документы – всего более 30 свидетельств недобросовестных действий ретейлера. Эти документы вместе с письмом переданы в ФАС.
По данным СПАП, договоры "Дикси" с дистрибуционными "дочками" Roust и "Синергии" предусматривают вознаграждение ретейлера в максимальном размере, разрешенном законом "О торговле" – 10%, но помимо этого поставщики обязаны дополнительно выплачивать 15–20% от цены поставки в виде платежей за различные услуги сети, например, маркетинговые или логистические. А совокупный размер всех выплат сети может достигать 25–40% от цены поставленной продукции.
Каждый год во время "подписной кампании", когда продлеваются соглашения о поставках, поставщик получает от "Дикси" требование подтвердить финансовые обязательства на будущий год в виде "протокола о намерениях", в котором прописывается объем выплат в пользу сети. "Без протокола сотрудничество с "Дикси" в принципе невозможно", – сообщил РБК сотрудник одной из компаний, инициировавших жалобу. После подписания протокола стороны согласовывают рамочный договор "возмездного оказания услуг", а в отдельных приложениях прописываются конкретные услуги – время, в которое они должны быть оказаны, и стоимость. Некоторые услуги не имеют никакого экономического смысла для поставщиков, а являются основанием для оплаты доступа в сеть, утверждают в СПАП.
Куманина опровергает: процедуры "Дикси" не предполагают подписание таких протоколов, платы "за вход в сеть" не существует ни для каких товарных категорий, в том числе для алкоголя.
К примеру, информационные услуги, которые оплачивают поставщики, – это распечатка из внутренней базы ретейлера, настаивает топ-менеджер крупной алкогольной компании: "Для нас не имеет значения, в каком конкретно магазине и сколько продано нашей продукции. Мы не сможем воспользоваться информацией о потреблении, потому что после того как мы поставили партию в распредцентр сети, она самостоятельно развозит товар по магазинам, и значит, мы не сможем влиять на распределение".
"Отчет компании Nielsen с глобальным исследованием рынка алкоголя за два месяца стоит около 1,5 млн руб., а ежемесячный отчет агентства "Информационно-технологический центр" о продажах водки в торговых сетях – около 280 тыс. руб. При этом в "Дикси" цена одного отчета может составлять до 13–14 млн руб. в месяц", – утверждает он.
Право на полку
"Компания оказывает только те услуги, которые заказывает партнер. Мы не можем прокомментировать, зачем заказаны и приняты "ненужные" услуги", – спорит Куманина.
Поставщиков возмущает и 10-процентная ретропремия, которую берет "Дикси": по закону "О торговле" она должна стимулировать сеть к приобретению все большего объема товара у поставщика, но основанием для выплаты бонуса становится приобретение незначительного объема товаров – на сумму до 1 млн руб., что гораздо ниже фактического объема поставок.
По словам Доброва, из-за необоснованных выплат сетям поставка алкоголя нижнего и среднего ценового сегмента идет при нулевой рентабельности или даже в убыток. По оценке СПАП, в сетевые магазины производители алкогольной продукции поставляют около 50% всего, что выпускают.
Обострившаяся конкуренция
Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов считает, что обращение производителей в ФАС обусловлено жесткой конкуренцией на алкогольном рынке. По его данным, легальная продукция – это лишь половина всего реализуемого в стране алкоголя (по данным Росстата, розничные продажи водки в России в 2014-м составили 103,9 млн дал, а производство – только 66,6 млн дал, объем импорта не покрывает этой разницы), к этой проблеме добавляется снижение доходности бизнеса из-за текущих проблем в экономике страны. "В какой-то мере можно провести параллель между алкогольной и хлебной продукцией – и там и там избыток мощностей. Обострившаяся конкуренция заставляет их пересматривать условия работы и через такое давление", – считает Карпов.
В конце января 2015 года группа депутатов и несколько сенаторов во главе с Ириной Яровой и Виктором Звагельским внесли законопроект, предлагающий переписать отдельные статьи закона "О торговле": они предлагают ограничить дополнительные платежи сетям со стороны поставщиков, снизить отсрочки по оплате за поставленные товары, увеличить штрафы за нарушение законодательства. В частности, вместо 10% ретробонуса сеть сможет взимать с контрагента не более 3%, а выплата иных вознаграждений и вовсебудет запрещена.
Если вина "Дикси" будет доказана, ей грозит фиксированный штраф – до 5 млн руб. за каждый доказанный случай нарушения законодательства, считает партнер антимонопольной практики Goltsblat BLP Николай Вознесенский. Однако доказать, что услуги действительно навязаны, довольно сложно, напоминает он: "Думаю, ассоциация вряд ли жаждет крови ретейлера. Их задача, по-видимому, добиться от сети уступок с точки зрения выплат.
Поставщику от того, заплатит сеть штраф или нет, ни жарко ни холодно. Это элемент давления на сеть". По словам гендиректора "INFOLine-Аналитика" Михаила Бурмистрова, производители алкоголя – особенные поставщики, их ретробонус рассчитывается от стоимости товаров с учетом акциза, который очень велик.
Ранее заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов советовал "не вешать ярлык "спекулянты" на весь торговый бизнес". "Розничная стоимость многих продуктов росла медленнее отпускных цен производителей", – объяснял он: так, отпускная цена производителя на масло подсолнечное, по данным Росстата, в 2014 году в среднем выросла на 20%, а в рознице за этот же период – только на 10%, оптовые цены на сахар увеличились на 78%, розничные – только на 63%. За последние недели практически все крупные российские сети объявили о заморозке роста наценки или цены на социально-значимые продукты.
Группа компаний "Дикси" на 31 января 2015 года управляла 2225 магазинами, включая 2095 универсамов "Дикси", 94 супермаркета "Виктория", один магазин Cash и 35 "Мегамартов" и "Минимартов". Выручка группы по итогам 2014 года составила 229 млрд руб., что на 26,9% больше, чем годом ранее. Контрольный пакет "Дикси", основанной в 1999 году, в 2008-м приобрела группа "Меркурий" Игоря Кесаева. Капитализация "Дикси" на Московской бирже составляет 57,01 млрд руб.