Кейс Строительного Торгового Дома «Петрович» (СТД «Петрович») о внедрении кадровых программ «Дополнительная премия за работу в летний период» и «Сезонный коэффициент за интенсивность работы».

Сроки: май 2010 г.
Количество сотрудников: порядка 670 человек в обеих акциях
Спикер: Лариса Гриценко, директор по персоналу СТД «Петрович».

Упущенная выгода

С мая по октябрь у СТД «Петрович» начинается горячий сезон, когда в период разгара строительства спрос на товары DIY и стройматериалы вырастает в разы по сравнению с зимним временем. Обычно оборот компании в пик сезона увеличивается примерно в два-три раза, и с каждым годом он становится только больше.

Основной проблемой в это время для компании становился кадровый дефицит, так как периоды повышенной покупательской активности и отпусков у значительной части работников сети совпадали. Чтобы его ликвидировать и сохранить при этом показатель оборачиваемости, который очень сильно зависит от работы в летние месяцы, компании приходилось ежегодно нанимать около 55 новых сотрудников, на поиск, обучение, адаптацию и заработную плату которых ежегодно приходилось тратить больше 12 млн руб. в год.

«Острая потребность в новых сотрудниках пропадала после возвращения из отпуска «ветеранов», — рассказывает Лариса Гриценко. — Новичков приходилось трудоустраивать на другие позиции в рамках компании, так как политика СТД «Петрович» направлена на удержание кадров. Поэтому брать в таком количестве новых людей для нас очень рискованно и затратно. В среднем расходы на одного человека в месяц, учитывая заработные платы, премии, больничные и отпуска, составляют около 30 000 — 40 000 руб.».

Кроме того, необходимость найма новых людей отражалась на сотрудничестве с клиентами – каждый новичок должен «набить руку», прежде чем делать хорошие продажи и влиться в работу. Это есть упущенная выгода, которую сложно отразить в конкретных цифрах.

«Компания оказалась перед дилеммой. С одной стороны, набор дополнительных сотрудников стал для нас серьезной проблемой, мы поняли, что это дорого, и от этого могут пострадать клиенты, — говорит Лариса Гриценко. — С другой стороны, если у компании недостаточно работников, чтобы обслужить всех клиентов в пик сезона, это, естественно, отразится как на лояльности покупателей, так и на ее рыночной репутации».

Новые возможности

Для решения этих сложностей в прошлом году компания впервые ввела две акции, которые должны были мотивировать опытных сотрудников работать в высокий летний сезон, — «Дополнительную премию за работу в летний период» и «Сезонный коэффициент за интенсивность работы».

Для сотрудников, которые работают с клиентами и отвечают за продажи (менеджеры по продажам и кладовщики), СТД «Петрович» ввел сезонный коэффициент за интенсивность работы. Основной мотивационный инструмент программы — премия к окладу в размере примерно 10-15% в течение всего периода.

«Кроме того, для отдельных сотрудников мы ввели премию за отказ от отпуска в пик сезона, — рассказывает спикер. — Как правило, предложение принять участие в этой программе делалось самым опытным сотрудникам – нескольким на каждой торговой точке. Список таких работников составляли менеджеры среднего звена на стройбазах и утверждали руководители торговых точек. Премия за отказ от летнего отпуска составляла около 20 000 руб.».

Итого

По словам Ларисы Гриценко, практически для всех сотрудников участие в программах стало основанием для переноса отпуска на период с октября по май. Затраты на премии составили примерно 0,05% от оборота компании. «Но уже сегодня понятно, что только расходы на привлечение новых сотрудников были бы примерно в два раза больше, — говорит Лариса Гриценко. — Самым главным достижением этих акций стало то, что в высокий летний сезон с ключевыми клиентами, которые обеспечивают значительную часть оборота СТД «Петрович», работали самые опытные кадры».

При этом компания будет привлекать новых сотрудников, но уже не в таком объеме, как раньше. Будет это делаться при учете того, сколько людей, сейчас работающих в компании, ушли в отпуск. В ближайшие три месяца ритейлер планирует набрать дополнительно около 70 новых специалистов, «но это связано, скорее, с расширением бизнеса СТД «Петрович», — резюмирует специалист.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar