Летом прошлого года "Вымпелком" прекратил отношения со "Связным", в салонах ритейлера перестали продаваться контракты оператора, его абоненты не могли пополнить счета. Представители "Вымпелкома" объясняли, что по мере развития собственной монобрендовой сети и на фоне снижения общего объема продаж "оптимизируют каналы дистрибуции". Доля "Связного" в продажах "Вымпелкома" составляла около 6-8%. При этом "Вымпелком" владеет 50% основного конкурента ритейлера, компании "Евросеть" (еще 50% у "МегаФона"), при продаже контракта оператор выплачивал "Связному" часть выручки привлеченного абонента, а возможность оплатить счет в салонах "Связного" как минимум увеличивала поток людей в эту сеть.
Тем не менее в декабре "Вымпелком" и "Связной" возобновили сотрудничество. Представители оператора объясняли это вновь оптимизацией каналов дистрибуции, но теперь "Вымпелком" хотел снизить долю локальных каналов в пользу "Связного". Роль, правда, мог сыграть и тот факт, что осенью "Связной" пожаловался в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на действия "Вымпелкома" и "МегаФона" (платежи его абонентов "Связной" не принимает с августа 2013 года).
Впрочем, уже в январе абоненты оператора снова не могли пополнить счет в салонах "Связного". В "Вымпелкоме" объясняли это "техническими проблемами". Спустя два с половиной месяца проблемы так и не решены. Хотя, по оценке одного из участников рынка, обычный срок устранения технических проблем — один-три месяца в зависимости от того, насколько компания технологически продвинута. В "Связном" настаивают, что проблема на стороне "Вымпелкома". Трудно заподозрить последний в нехватке экспертизы, но в любом случае компания могла обратиться за помощью в настройке подключения к платежному агенту вроде Qiwi или "Киберплата". "Если это не произошло до сих пор, скорее всего, причина в отсутствии политической воли",— уверен собеседник "Ъ".
При этом в "Связном" считают отсутствие возможности принимать платежи абонентов "Вымпелкома" несправедливым, поскольку это не соответствует условиям договора, подписанного осенью 2013 года. "Мы усматриваем в этой ситуации ограничение конкуренции без объективных причин, от которой страдают клиенты, которым объективно неудобно, когда в "Связном" не принимаются платежи оператора. Мы продолжаем переговорный процесс и надеемся на разрешение вопроса",— говорит представитель ритейлера Мария Заикина.
В ФАС вчера уточнили, что рассмотрение жалобы "Связного" продолжается. Не исключаю, что лучшие "технические специалисты", способные настроить прием платежей абонентов "Вымпелкома" в "Связном", работают именно в этом ведомстве.