Разбираясь в ведомственном нормотворчестве, подчас можно прийти к выводу, что главной целью федеральных органов исполнительной власти является создание сложностей своим коллегам на региональном уровне. Периодически из министерств в регионы спускаются указания разработать тот или иной документ — по методике, детальное ознакомление с которой обнаруживает полную бессмысленность требуемых действий.

Иногда такие документы появляются просто потому, что, сказав "а", надо говорить "б". В конце прошлого года был принят закон "О торговле", необходимость которого до сих пор является предметом дискуссий; за ним последовал и ряд подзаконных актов, включая разработанные Минпромторгом методические рекомендации регионам. Наконец, на прошлой неделе правительство утвердило правила установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методику ее расчета (см. постановление N 754 от 24 сентября). Рассчитывать нормативы должны регионы, а методика представляет собой четыре страницы формул, способных вынести мозг любой региональной администрации. Суть же проста: торговых площадей на 1000 жителей должно быть не менее 500 кв. м.

В Минпромторге пояснили, что для осуществления госрегулирования торговли как отрасли нужны были критерии ее развития — а данные Росстата позволяют оценить обеспеченность населения торговыми площадями только в среднем по региону, в то время как ситуация с торговлей может быть плачевной в отдельных муниципалитетах. Чем помогут регионам нормативы, которые им предписывается рассчитать, утвердить и регулярно пересматривать? Ответ есть в разработанном Минпромторгом же проекте стратегии развития торговли: если обеспеченность не дотягивает до норматива, привлекать торговцев следует путем снижения ставок арендной платы за муниципальные торговые площади.

В принципе увязывание ставок арендной платы с уровнем обеспеченности населения торговыми площадями уже стоит того, чтобы заняться расчетами. Но, напомним, это лишь проект ведомственного документа. Что же говорит о нормативах сам закон "О торговле"? В соответствии с ст. 19 с таким трудом рассчитанные нормативы должны лишь "учитываться" регионом — при разработке документов территориального планирования. Более того, закон прямо предписывает: утвержденные нормативы "не могут служить основанием" для пересмотра размещения торговых объектов.

Тогда кому и зачем они нужны? Вопросы привлечения арендаторов торговых площадей муниципалитеты должны решать сами — на местах виднее, нужен еще один магазин или нет. Нормативы же лишь статистическая величина, нужная Минпромторгу для оценки своей деятельности. Но заниматься сбором этой статистики должны региональные администрации, хотя, говоря "б" вслед за "а", отметим: достаточно было бы все тех же территориальных подразделений Росстата.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments