Американский антимонопольный регулятор — Федеральная торговая комиссия в 2003 году попыталась выяснить, является ли плата за полку в розничной сети и другие бонусы, взимаемые с поставщиков, «злоупотреблением рыночной властью» или все-таки повышают эффективность распределения товаров. К однозначному выводу американские эксперты прийти не смогли: «Ни академические исследователи, ни маркетологи, которые разрабатывали теории (о вреде бонусов), не изложили, как эти теории могут быть проверены на реальных данных»,— говорится в их отчете, который мне прислал один из российских экономистов.
Проверить обоснованность бонусов предстоит российским компаниям: принятый в конце прошлого года закон «О торговле» с 1 февраля отменит для сетей возможность взимать любые бонусы со своих поставщиков. Законом допускается только скидка за объем — не более 10% от суммы поставки. Все остальные бонусы, которые сети обычно называли услугами, должны быть выделены в отдельный договор об оказании услуг, не связанный с договором поставки. Привести договоры в соответствие с законом сети должны к 1 августа.
Переговорная кампания между ритейлерами и их контрагентами по поводу договоров на 2010 год началась только в конце 2009 года и продолжается до сих пор. X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и другие), например, вместо заключения новых долгосрочных контрактов предложила поставщикам пролонгировать договоры в прежнем виде — кому-то до 1 февраля, кому-то до конца первого квартала. «Нам требуется время, чтобы понять, каким образом надо переписывать договор поставки, чтобы он оставался выгодным для сети и не нарушал новый закон»,— объясняет гендиректор X5 Лев Хасис.
По оценкам одного из производителей, сейчас более 70% договоров с ритейлерами потенциально нарушают закон. «Переписать контракт несложно,— говорит владелец крупной продуктовой сети.— Проблема вдруг оказалась в том, что сами производители не спешат этого делать». Переделывать тексты соглашений, утверждает он, не хотят в первую очередь самые крупные и эффективные производители, такие как «Вимм-Билль-Данн», Coca-Cola, Procter & Gamble.
Производители, которые так рьяно добивались принятия закона, наконец-то удосужились его прочитать и пришли в ужас, утверждают торговцы. Например, до сих пор такая популярная услуга, как продвижение товара в магазине, оплачивалась производителем как скидка от стоимости поставки, в момент когда товар уже был реализован. «Теперь же надо заранее определить цену этой услуги в абсолютной величине. Как это сделать, ни нам, ни нашим контрагентам непонятно»,— рассказывает менеджер федеральной сети. Кроме того, теперь поставщику придется оплачивать эту и другие услуги из своей прибыли, то есть увеличится налогооблагаемая база, подтверждает руководитель одной из компаний-поставщиков. Оплачивать любые бонусы за счет снижения отпускной стоимости невозможно: предоставление лучшей цены конкурентам может означать разрыв отношений с сетью, а проследить за нарушениями несложно, так как товарные накладные, со слов поставщиков, «свободно гуляют по рынку».
«Бонусы были эффективным инструментом отбора поставщиков и получения лучшей цены на полке»,— признал гендиректор птицеводческой компании «Оптифуд» Иван Оболенцев. Теперь сети будут выбирать поставщиков по алфавиту, шутит он.