Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала проверку крупных российских продавцов электроники на предмет возможного сговора при установлении розничных цен на смартфоны iPhone 6S и iPhone 6S Plus. Проверка проводится в 16 торговых сетях, среди которых "Евросеть", "Связной", "Эльдорадо", "Техносила", re:Store, "МегаФон" и Ozon.ru. "У всех перечисленных ритейлеров стоимость устройств шестого поколения после старта продаж либо вообще не отличалась, либо варьировалась в диапазоне до 9 руб., либо разнилась лишь в течение нескольких дней в период проведения акций",— сообщили "Интерфаксу" в ФАС.
В расследовании регулятора фигурирует пресс-релиз Apple от 28 сентября 2015 года с ценами на iPhone 6S и 6S Plus, которые и сегодня установлены на эти устройства у ритейлеров. Это, считает ФАС, указывает на несамостоятельное ценообразование у торговых сетей. Apple действительно дважды в год обновляет рекомендованные розничные цены на iPhone перед началом продаж новой линейки устройств. Но такая же практика давно есть и у других вендоров, например у Samsung, однако ранее ФАС это не беспокоило. То, что ритейлеры следуют ценовым рекомендациям производителей,— положительный фактор, уверена старший юрист адвокатского бюро А2 Екатерина Ильина. Она, напротив, считает, что это может использоваться как аргумент перед ФАС, подтверждающий добросовестность участников рынка.
Сами ритейлеры говорят, что никто не обязывает их устанавливать рекомендованную Apple цену, но, если поставить ценник выше, покупатели предпочтут делать покупки в официальном магазине марки — Apple Store. Снижать же цены ниже рекомендованных на долгосрочной основе невыгодно, так как маржинальность смартфонов итак небольшая, отмечают в торговых сетях. "Некоторые ритейлеры иногда снижают цену на iPhone на пару тысяч рублей, чтобы привлечь больше покупателей, но это краткосрочные акции",— отмечает один из моих собеседников.
Рекомендованная цена лишь один из факторов формирования конечной цены устройств, подчеркивает представитель "Евросети" Ульяна Смольская, "если внимательно проанализировать динамику цен, никогда товары Apple не простояли на рынке по рекомендованным ценам дольше чем две недели". Мария Заикина из "Связного" говорит, что цены на весь ассортимент ритейлера формируются под влиянием закупочной стоимости устройств, расчетной маржинальности, рыночной ситуации в каждом городе и регионе присутствия ритейлера. "Ценообразование исключительно рыночное. При этом очень часто на рынке цены на одни и те же вещи бывают одинаковые",— подтверждает гендиректор ГК Inventive Retail Group (управляет в том числе ритейлером re:Store) Тихон Смыков.