Сегодня — "черная пятница". День, следующий за Днем благодарения, традиционно считается началом рождественских распродаж в США. Раньше бы сказали — "Как ее встретишь, так и проведешь Рождество". Но времена меняются — от праздника в этих распродажах, пожалуй, ничего не осталось, а результаты выглядят все скромнее.
Идет жестокая конкуренция. Покупатели соревнуются в том, кто из них более стойкий и может дольше других простоять в очереди. Занимать очередь задолго до открытия магазинов (которые теперь уже открываются ночью) их заставляет своеобразная "чернопятничная" политика магазинов, когда первый телевизор продается со скидкой в 50%, второй — в 40% и так далее. В этом и есть хитрость магазинов — если уж пришел за покупкой, то без нее не уйдешь, несмотря даже на минимальную скидку, а то и вовсе ее отсутствие. Ведь случаи мошенничества ритейлеров стали носить уже массовый характер. Самое безобидное из них — повысить цены за неделю до начала распродаж, чтобы в "черную пятницу" громогласно объявить о гигантской скидке. Можно также выпустить "специальный" товар без каких-то важных функций или с упрощенным набором характеристик.
По данным Consumer International, в прошлом году в США на предрождественских распродажах только в разделе бытовой электроники было более 1,7 тыс. артикулов товаров, которых не было ни до, ни после сезона продаж. Расчет простой — делаем модель попроще, а продаем ее подороже. Так как у "новинки" нет истории цены, то мало кто разберется, что покупает простую модель за совсем немалые деньги. Следствием подобной недружелюбной политики со стороны ритейлеров является постоянное снижение спроса на предпраздничных распродажах. Согласно исследованиям Национальной ассоциации ритейлеров, количество покупателей в США, сделавших хоть какую-то покупку в "черную пятницу" в 2014 году, оказалось на 5,1 млн человек меньше, чем в 2013 году. Объем продаж уже несколько лет подряд сокращается. Если в 2011 году он составлял $11,4 млрд, то в 2014 году опустился до $9,1 млрд. Четверг давно уже стал пятницей, и магазины открывают свои двери покупателям уже в праздник. Но даже с учетом покупок в День благодарения объем продаж в 2013 и 2014 годах оставался одним и тем же — $12,3 млрд. Скорее всего, печальная динамика сохранится и в этом году. Насколько ей поможет "киберпонедельник" — день, когда в борьбу вступают онлайн-магазины, и который в этом году начнется в воскресенье, сказать трудно.
Но совсем немного осталось до того момента, когда понедельник в США и вправду начнется в субботу. Жаль только, что количество маркетинговых задумок никак не может вызвать адекватный рост прибыли торговых компаний. Может, стоит весь декабрь объявить одной большой пятницей?