В марте 2015 г. индекс потребительских настроений в России снизился сразу на 21 пункт до рекордно низкого за последние пять лет уровня – до 74 пунктов, говорится в исследовании GfK. Ниже показатели были только в кризис 2009 г.: в марте индекс составлял 68 пунктов.

Если в прошлый кризис большинство населения считало, что он продлится 1-2 года, то сегодня большинство ожидает, что кризис продлится 3-4 года, следует из отчета GfK. Характерно также, что нынешний кризис отразился в первую очередь на наиболее "продвинутых" и ранее благополучных группах потребителей.

Москвичи в 2015 г. настроены значительно пессимистичнее (снижение индекса в столице составило 45 пунктов), чем это было в кризис 2008-2009 гг. В такой ситуации можно ожидать, что восстановление потребительского рынка в России будет происходить медленнее, чем это было в предыдущий кризис, – в том числе и из-за "плохих" настроений в столичном регионе, на который приходится значимая доля потребления по целому ряду товарных групп.

Рационализация потребления надолго

В последние годы потребительский рынок в России рос за счет увеличения объемов потребления и за счет перехода на более дорогие товары (up-trading). Сейчас объемы продаж падают, и up-trading превратился в down-trading, а в качестве факторов роста объемов рынка (в денежном выражении) осталось только повышение цен.

Одной из основных тенденций потребительского рынка в кризис 2008-2009 гг. был "отложенный спрос", который помог восстановлению рынка уже в 2010 г. Сейчас тенденция другая: после периода ажиотажных покупок в конце 2014 г. – когда люди стремились сохранить рублевые сбережения в условиях девальвации, переведя их в товары – можно ожидать, что рационализация потребления закрепится надолго. Этот процесс может выразиться в переходе потребителей на более дешевые товары (down-trading), снижении доли спонтанных покупок, поиске "лучших сделок", откладывании на дальнюю перспективу покупок товаров длительного спроса и перехода на технологические новинки.

Как изменится потребитель?

Кризис 2015 г. сделает российского потребителя еще более рациональным и сосредоточенным на поиске лучших предложений, чем ранее. Широта ассортимента и возможность купить все нужные товары в одном месте, как факторы выбора места покупки, уступят желанию потребителя найти лучшую цену.

Кроме этого, с распространением мобильного интернета потребитель будет готов сравнивать цены не только при покупках в онлайне, но при покупках в традиционных магазинах — даже на товары повседневного спроса. В связи с этим среди трендов рынка следует ожидать роста внимания россиян к интернет и мобильным платформам, скомбинированным с геолокационными сервисами и предлагающим возможность сравнить цены в режиме реального времени на любые товары на выбранной географии.

В свою очередь, традиционным и онлайн ритейлерам потребуется внимательно мониторить цены рынка в режиме онлайн, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar