С марта прошлого года Росрыболовство развивает в России сеть рыбных магазинов "Океан". Они должны поднять спрос на отечественную рыбу и создать рынок ее сбыта. Однако чуда пока не произошло, сеть так и не вышла в Москву, а участники рынка не верят в перспективность этой идеи.
Российские рыболовы не любят зарубежных конкурентов. "Норвежская семга, которая продается в московских супермаркетах, не самая полезная рыба, не стоит ее есть больше 100 г в неделю, эту рыбу кормят комбикормом, она живет в специальных садках, не двигается, а ее мясо может оказаться подкрашенным", — говорит учредитель мурманской компании Nord Stream Александр Иванов. Взамен импортной семги и форели он рекомендует отечественную треску, выловленную в море нашими рыбаками. Впрочем, Александр Иванов не скрывает, что лично заинтересован в пропаганде потребления российской рыбы. Nord Stream планирует участвовать в создании сети "Океан", инициатором которого является Росрыболовство. Фактически речь идет о торговых точках, принадлежащих разным людям, но объединенных знакомым с советских времен названием. Новые магазины должны стимулировать спрос на рыбопродукты, который приведет к возрождению всей отрасли. Но пока это только на бумаге.
ПРОБЛЕМНЫЙ СЕКТОР
Чтобы помочь развитию рыбной отрасли, необходимо увеличивать потребление рыбы в стране, уверены в Росрыболовстве. А одной из составляющих частей реформы должно стать создание рынка сбыта отечественной рыбы. В настоящий момент, по оценке руководителя ГК "Хладопродукт" Тимура Митупова, на ее долю приходится 70% всего профильного сегмента. При этом Росрыболовство считает, что обеспечивать себя рыбой Россия должна на 85%. В свою очередь согласно Доктрине продовольственной безопасности РФ, утвержденной президентом в феврале 2010-го, уровень безопасности определяется через удельный вес отечественной продукции. В рыбной отрасли этот показатель должен составлять не менее 80%. Более того, как говорится в документе, россияне потребляют примерно на 45% меньше морепродуктов, чем это рекомендовано международными стандартами. При этом наши рыболовы по-прежнему предпочитают рыбу экспортировать, а не продавать на родине.
"В 2009 г. импорт охлажденной и свежемороженой рыбы и рыбного филе составил около 800 000 тонн — более чем на $1,4 млрд. По отношению к 2008 г. импорт рыбы снизился на 9,2% по объему и на 15,3% по стоимости", — говорит Тимур Митупов. Однако на фоне снижения импорта происходит и рост экспорта, который в прошлом году превысил 1,1 млн тонн и сумму в $1,8 млрд. У этой тенденции существуют объективные причины. "Наш флот не обновлялся последние 25 лет, и это влияет на качество и на цену. В частности, в Норвегии наливные суда везут рыбу в трюме живой, затем она проходит сортировку по размеру. У нас же используются устаревшие технологии, рыба теряет внешний вид на трале, а потом замораживается без сортировки большой глыбой", — сетует Александр Иванов. В итоге устаревшие суда не могут вылавливать многие виды рыбы, слишком плохо контролируется вылов и процветает браконьерство. Еще одним тормозящим фактором считается отсутствие налаженного сбыта. "В норвежский порт зайдешь, там никаких заборов нет, таможенное оформление занимает 15 минут, и получаешь за рыбу валюту", — поясняет Иванов. В настоящий момент процедуры государственного контроля в российских портах сократились максимум до трех часов, но, по словам рыбаков, человеческий фактор на таможне и в других контролирующих органах дает о себе знать.
Другой проблемой является доставка продукции потребителю. На Дальнем Востоке добывается 56% от всего российского промысла, а основные "едоки" находятся в центральной части страны. "Логистических компаний, которые могли бы заняться доставкой рыбы от поставщика с Дальнего Востока покупателю, очень мало", — отмечает аналитик "Финам" Владислав Кочетков. Более того, транспортировка делает продажу некоторых видов рыбы нерентабельной. Например, дальневосточная сельдь, доезжая до Центральной России, становится неконкурентоспособной по сравнению с импортной продукцией. А доставить рыбу с Камчатки можно только по воде: товар железнодорожным транспортом перевозят лишь из Владивостока. Однако, по данным опрошенных "Ко" участников рынка, даже в этом случае постоянно возникают проблемы с рефрижераторными вагонами. Например, в удачную путину лосося рыбу зачастую просто не могут вывезти с Дальнего Востока. "Дефицит холодильных складских помещений оценивается только в Московском регионе более чем в 400 000 тонн хранения охлажденной и свежемороженой продукции. Для создания низкотемпературных складов необходимы большие и долгосрочные инвестиции. Например, склад на 10 000 — 15 000 тонн единовременного хранения продукции окупится через 5 — 7 лет", — подсчитывает Тимур Митупов. В Росрыболовстве решили подойти к решению "рыбных" проблем с новой стороны — через стимулирование сбыта отечественной рыбы. Для этого было решено вернуться к идее магазинов "Океан".
ПОЛИТИКА ПАРТИИ
Поначалу Росрыболовство планировало наладить реализацию рыбы через крупные существующие сети. В частности, переговоры о сотрудничестве с ведомством вела Х5 Retail Group, однако концепция создания сети "Океан" как "магазина в магазине" провалилась. "Мы решили создать альтернативную торговлю, в которой цены будут заметно ниже. А у федеральных ритейлеров рыба стухнет, чего я им искренне желаю", — объяснял ситуацию в 2009 г. глава Росрыболовства Андрей Крайний. В итоге в марте прошлого года государство решило выйти на рынок рыбного ритейла и воскресить почившие в бозе "Океаны". Ради популяризации своей идеи Андрей Крайний вместе с главным санитарным врачом Геннадием Онищенко даже провел проверку рыбного ассортимента в крупных сетях, а также организовал социальную рекламную кампанию "Рыба ждет!", чтобы поднять спрос на отечественную "плавающую" продукцию. В 2009-м Росрыболовство утвердило концепцию развития розничной сети "Океан": ведомство рассчитывает, что к 2012 г. в 47 регионах должно открыться 250 "Океанов", в том числе по франчайзингу. Согласно концепции, цены в магазинах будут на 30% ниже за счет исключения посредников и низкой арендной платы. К примеру, по данным Росрыболовства, стоимость лосося в центре России не должна превышать 60 руб. за кг, также должна снизиться цена красной икры.
Регионы бодро отреагировали на предложения Росрыболовства. В частности, власти Ростовской области предоставили производителям рыбы 13 помещений в шести городах для открытия специализированных магазинов "Океан". В ноябре 2009 г. первый "Океан" в Санкт-Петербурге открывала лично губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко, заявившая, что в новом магазине "есть даже караси". Инвестиции в проект собственника — компании "Рыбный магазин" — составили 20 млн руб. В 2010 г. по магазину планируется открыть в каждом из районов Питера. В общей сложности в России уже появилось 65 "Океанов" в 32 регионах. Магазины открываются частными лицами, никакого тендера Росрыболовство не проводило, дотаций из бюджета на создание сети также нет.
Владельцами магазинов, по официальным данным, являются примерно 40 компаний малого бизнеса и частных предпринимателей, которые не объединены в единую федеральную сеть ни юридически, ни организационно. "Мы — команда единомышленников, просто делаем одно дело", — заявляет Александр Иванов. Более того, сотрудничать с Росрыболовством намерены уже некоторые крупные игроки. Открывать магазины под вывеской "Океан" начала рыбопромышленная группа Talex. Всего в 2010 г. она планирует запустить в Санкт-Петербурге два "Океана" площадью 256 и 222 кв. м: первое помещение компания арендует у города, второе находится в ее собственности. Первый магазин уже заработал в феврале 2010-го. Более того, к 2012 г. Talex может открыть до 10 точек. Для этого группа ведет переговоры о покупке помещений. Фактически в тандемах с частными фирмами Росрыболовство занимается легальным обеспечением административного ресурса, в частности, склоняет региональные власти к выделению площадей под торговлю. Однако никаких льгот "рыбакам" местные власти не предоставляют.
Московские власти, несмотря на активность Росрыболовства, пока открывать "Океаны" не спешат. Как заявлял еще в сентябре 2009 г. Андрей Крайний, магазины появятся в Москве, как только правительство города назовет адреса предоставляемых для этих целей муниципальных помещений. Один такой магазин работает в Зеленограде, и Росрыболовство готово открыть от 15 до 60 точек в Москве через два месяца после того, как столичная администрация предоставит адреса. Пока договориться о торговых площадях так и не получилось. Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации, по мнению Росрыболовства, может стать запуск вместе с бизнесом 300 мобильных передвижных киосков под вывеской "Океан", где будут продавать готовую рыбную продукцию: фактически речь идет о рыбном фастфуде. Однако эта затея также провалилась. Первые магазины на колесах должны были появиться 19 октября 2009-го, но до сих пор нет ни одного. Более того, в январе 2010 г. Росрыболовство обвинило столичные власти в создании препятствий открытию сети недорогого рыбного фастфуда, так как компании — потенциальные партнеры ведомства — не могут получить необходимую разрешительную документацию. По мнению участников рынка, идея пока не получила одобрения мэра Юрия Лужкова.
РЫНОК ПРОТИВ
Проблема не в холодном приеме столичных властей, а в том, что концепция не очень жизнеспособна, считают аналитики. В частности, участники рынка не понимают, каким образом можно сделать рыбу в магазинах "Океан" доступной. По данным Александра Иванова, в его точках треска будет продаваться по 130 руб. за кг, то есть примерно в два раза ниже, чем в розничных сетях. "Все социальные проекты обязаны иметь какую-то экономическую основу. Низкая цена может быть обеспечена какими-либо факторами, например, дотациями от правительства или же аренда должна быть фактически бесплатна. Если же речь будет идти о бизнесе, то он должен быть прежде всего рентабельным", — говорит руководитель отдела по работе с розничными сетями "Nielsen Россия" Денис Шириков. Однако может ли поддержка Росрыболовства обеспечить помещения с невысокой арендной платой, вопрос очень спорный, особенно когда речь идет о Москве и Санкт-Петербурге. "Трафик в точках будет слишком низкий", — предполагает управляющий партнер сетей "Гастрономчикъ" и "Продэко" Дмитрий Потапенко. По его мнению, оборот в специализированной точке всегда меньше, соответственно выживают они за счет высокой наценки на продукцию. Поэтому, как правило, специализированные магазины продают продукцию дороже, чем точки с широким ассортиментом. Кроме того, точки сети не имеют общей логистики, компания, которая бы их обслуживала, пока только в проекте, и судить, насколько эффективно она будет работать, сложно.
Несколько лет назад одна из ведущих на рынке компаний — "Русское море" — пыталась построить розничную сеть, торгующую рыбными продуктами. Это были небольшие стационарные магазины, но фирме не удалось создать эффективную сеть: доходы не покрывали большие издержки. В 2006 г. собственные магазины открывала и группа Talex. Но из 40 запланированных в Санкт-Петербурге и 100 в Москве и Московской области магазинов группа открыла всего пять в Северной столице и заморозила проект. Задача переманить клиентов из сетевых магазинов оказалась очень сложной, несмотря на более низкие цены. Средний чек в магазине составлял всего 300 — 350 руб., и это не окупало расходы. Однако сейчас Talex вновь решилась на развитие рыбных магазинов.
По мнению экспертов, против концепции говорит тот факт, что оставшиеся с советского времени специализированные рыбные магазины "Океан" давно уже превратились в гастрономы с широким ассортиментом. "Дело в том, что у нас в России отмечается недостаточное количество торговых площадей и не всегда можно пешком дойти до розничной точки. Кроме того, ритейлеры, как и производители, всегда стремятся диверсифицировать свой бизнес", — объясняет Денис Шириков. Более того, сами ритейлеры считают, что специализированная розница сейчас не слишком интересна покупателям. "Ну а хочет ли покупатель заходить в десяток магазинов, для того чтобы купить в одном рыбу, в другом хлеб, в третьем колбасу? Ему это интересно?" — задается вопросом заместитель председателя совета директоров "Мосмарта" Виталий Подольский. Впрочем, это не означает, что в России совсем нет специализированных магазинов, свои розничные сети по Москве развивают некоторые производители продуктов питания. Например, тонары у метро и небольшие магазинчики открывают "Рублевские колбасы", "Егорьевские колбасы" и многие другие. "Это вынужденная мера, производители или не имеют рынка сбыта через сети, или хотят обеспечить низкую себестоимость товара в собственных точках, и сеть будет находиться в рамках рентабельности", — поясняет Шириков. Впрочем, в Росрыболовстве не падают духом. По прогнозам ведомства, в 2009 — 2012 гг. продажи рыбы и морепродуктов увеличатся в России как минимум на 21%. В компании Nord Stream также не собираются отказываться от своей идеи. В настоящий момент Александр Иванов уже нашел места для 40 из 300 запланированных точек продаж. Причем столичное правительство стало выделять площади только после писем Росрыболовства. По оценке Андрея Петракова, исполнительного директора Restcon, вложения в одну точку составляют $20 000 — 25 000. Однако эксперт не считает проект перспективным. "Попыток создания рыбного фастфуда было много. Инвесторы хотят совершить прорыв и занять пустующую нишу, но, как показала практика, эта ниша оказалась незанятой, потому что она никому не нужна. Рыбе у нас предпочитают мясо. Рыбный фастфуд в любом случае недешев, а приготовить вкусно рыбу в палатке тоже оказывалось невозможным", — утверждает эксперт. В частности, два года назад на фуд-кортах московских торговых центров работала сеть "Капитан". "У владельца имелся собственный рыбный цех, поэтому ему был интересен сбыт своей продукции, но очень скоро в сети появилось мясо, которое стало основным ассортиментом", — говорит Петраков.