Белорусы за два последних года начали забывать, что такое галопирующий рост цен, и привыкли к тому, что торговых объектов вокруг становится больше. Об этом свидетельствуют данные исследований Shopper Trends, с результатами которых ознакомился обозреватель портала www.interfax.by.

Что такое Shopper Trends?

Компания Nielsen, специализирующаяся в области исследований потребительского поведения, ежегодно проводит исследование "Shopper Trends" в 50 странах мира, в ходе которого опрашивает респондентов и выявляет новые тенденции покупательского поведения.

В Беларуси Shopper Trends проводится с 2011 года, покрывая два города — Минск и Гомель. Причем в отношении столицы уже можно делать выводы по динамике потребительского поведения: здесь уже прошло два подобных исследования.

На покупках экономим все меньше

Большинство покупателей традиционно отмечают, что цены на товары растут. Но при этом люди не склонны ограничиваться только самым необходимым или уменьшать потребление.

— По прошествии некоторого времени после девальвации белорусского рубля в 2011 году часть минских покупателей стала меньше акцентировать внимание на росте цен, — говорит руководитель отдела по работе с розничными сетями белорусского подразделения компании Nielsen Валентин Соколовский. — Так, если в 2011 году 92% посетителей магазинов считали, что цены растут, то спустя год количество таких людей сократилось до 81%. Число минчан, экономящих на совершении покупок, сократилось с 49% до 31%. Но чуть более четверти опрошенных по-прежнему активно ищут продукты с промо-ценой.

Уменьшилось количество минчан, покупающих товары оптом ради экономии, а также переключившихся на дешевые бренды.

Исследователи отмечают, что в отношении большинства категорий товаров повседневного спроса жители белорусской столицы стали менее чувствительными к росту цен. В прошлом году количество людей, на которых повлияло повышение цен, было больше по сравнению с "равнодушными" лишь в отношении свежего мяса и свежей рыбы.

У богатых свои причуды

Цены в каждой из популярных торговых сетей воспринимаются столичными покупателями по-разному. Так, 71% постоянных клиентов сети "Белмаркет" не замечают повышения цен на полках. В то же время всего лишь 10-11% покупателей в магазинах "Евроопт", "Престон" и "Соседи" считают, что цены стабильны. А посетители магазинов "Гиппо" и "Корона" и вовсе отмечают, что цены снижаются.

И все же, вне зависимости от пристрастий минчан к той или иной сети, большинство сходится во мнении, что цены растут.

Минчане с высоким уровнем дохода менее склонны замечать удорожание традиционного магазинного чека. 17% из них и вовсе считают цены стабильными.

46% покупателей считают, что в Минске вообще нет магазинов с самыми низкими ценами. Впрочем, по данным Nielsen, активное наступление одной из сетей на торговое пространство Беларуси сделало свое дело: по данным последнего опроса минчан, 42% считают, что такой магазин все же есть.

Основная миссия покупок в Минске — пополнение запасов. Большая закупка, покупка для ежедневной готовки и покупки для специальных событий примерно равны по важности.

Количество минчан, совершающих массовые покупки раз в неделю, остается стабильным — на уровне 15%. А вот число покупателей, совершающих приобретения из-за необходимости приготовления какого-либо особого блюда, в 2012 году сократилось до 12% (в 2011 году таких было 16%).

Покупатели устали от новых магазинов?

Среднестатистический минчанин посещает в среднем два-три магазина в месяц. При этом он выбирает из меньшего числа вариантов, чем прежде. Так, ни один из опрошенных в ходе последнего исследования Nielsen не сказал, что за четыре последние недели посетил 6 гипермаркетов. В то же время в тревожном 2011 году активно перемещались по крупным торговым заведениям 7% опрошенных.

Количество посетителей супермаркетов год от года увеличивается, в то время как диковинные некогда гипермаркеты теряют клиентов.

— Процент минчан, отоваривающихся в "традиционных" магазинах, остается стабильным, но невысоким — 14%, — говорит Валентин Соколовский. — В супермаркетах же основную часть своего повседневного бюджета тратит 41% жителей столицы, в гипермаркетах — 14%.

Впрочем, за последние 12 месяцев ситуация могла несколько измениться, но мы узнаем об этом только после окончания очередного исследования аналитиков.

Новые товары приветствуются, но без "фанатизма"

В то время как с точками для регулярных покупок минчане вроде бы определились, в облюбованных заведениях их живо интересуют новинки.

— Число покупателей, интересующихся новыми товарами, с каждым годом растет, — говорит Валентин Соколовский. — В 2012 году их количество увеличилось на 4% и составило 17%. В то же время около трети покупателей консервативны: они считают, что лучше знать, что покупаешь, чем покупать то, что может не подойти. Около половины минчан занимают взвешенную позицию — иногда покупают товары новых брендов, хотя обычно стараются придерживаться любимых товаров.

Спокойное потребительское поведение выражается, в частности, и в том, что лишь 22% респондентов в 2012 году посещали новый магазин за последние 12 месяцев. При этом большая часть — по причине того, что этот магазин привлек их внимание с улицы.

***

Изучив динамику потребительского поведения за последние два года, в компании Nielsen делают вывод, что покупатели в последнее время гораздо спокойнее реагируют на рост цен, не отказываются от "излишеств", однако продолжают пополнять продуктовые запасы. Видимо, белорусы адаптировались к жизни в условиях многолетней инфляции.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments