Замедление роста доходов россиян заставляет их менять потребительские привычки. Вслед за покупателями магазинам также придется корректировать свои модели поведения, считают эксперты. Так что рынок розничной торговли в этом году может претерпеть ощутимые изменения. На коне останутся те, кто сможет найти новые ниши и сохранить лояльность клиентов.

Последний квартал 2013 года продемонстрировал заметное снижение потребительской активности на рынке продуктов питания. "С октября по декабрь номинальные расходы потребителей на продукты питания и товары повседневного спроса остались на уровне прошлого года. А если брать отдельно продуктовую розницу, там и вовсе произошло снижение на 10-15 процентов", — приводит свои данные ведущий эксперт исследовательского холдинга "Ромир" Игорь Березин. Такая ситуация для торговли непривычна. Обычно ее активность снижается в летнее время. Предновогодние месяцы — период бурного роста.

Изменение устоявшейся модели подтверждают и данные Росстата и Минэкономразвития. Ведомства отмечают снижение роста оборота розничной торговли, и даже снижение стоимости потребительской корзины.

Последнее означает, что россияне стали покупать тот же набор продуктов за меньшую цену, говорят эксперты. То есть, более разборчиво подходить к выбору продуктов.

"Увеличивается количество посещаемых мест, увеличивается частота покупок. Все больше и больше люди идут в магазин за определенным товаром, на который есть скидка, — говорит Березин. — В этой ситуации обостряется конкуренция". Так, один из крупнейших российских сетевых ритейлеров недавно обозначил наметившуюся тенденцию на "переток" покупателей из магазинов малого формата в гипермаркеты. Крупные торговые точки, которые продают товар мелким оптом, дают клиентам возможность сэкономить. А это становится весомым аргументом на фоне стагнирующих доходов населения.

Впрочем, весь этот процесс становится заметным в основном в период высокого спроса, например перед Новым годом, уточняют эксперты. "Гипермаркеты не займут и половины всего рынка. Другие форматы торговых точек тоже имеют свои плюсы и собственные ниши. Кто-то делает ставку на свежие продукты, которые покупаются регулярно, три-четыре раза в неделю, кто-то делает ставку на крупные упаковки, кто-то — на цены, удобство и так далее. Но структура рынка определенно изменится", — рассуждает эксперт по рынку ритейла.

Усиление конкуренции по цене приведет к изменению сложившегося в последнее время положения, когда розничные цены находятся в отрыве от оптовых, признают участники рынка. До сих пор, даже при падении отпускных цен производителей цены в рознице могли оставаться на месте или даже расти. Судя по всему, начиная с этого года ситуация начнет меняться, и розничные цены станут более "рыночными", и будут подчиняться объективным экономическим процессам. В процессе борьбы за клиентов торговым сетям придется пожертвовать необоснованной маржой.

Развиваться в меняющихся условиях получится у тех, кто сохранит лояльность потребителей и найдет новые способы предложения собственного товара. "В прошлом году получили распространение новые форматы. Например, фермерские продукты и магазины конкретного производителя. А еще развившаяся в спальных районах сеть небольших торговых точек компании, сделавшей себе имя на кондитерских изделиях. В этом году мы увидим еще что-то новое. Я думаю, получат большее распространение различные скидочные программы, карты лояльности и так далее", — рассуждает Игорь Березин.

Намечается и еще одна тенденция, констатируют опрошенные "РГ" аналитики. Конкуренция ведь растет не только между разными торговыми форматами, но и уже между самими производителями. Например, в пользу дешевеющей свинины все чаще делают выбор вчерашние покупатели говядины, которая в последнее время существенно прибавляет в цене. Да и структура потребления в целом будет и дальше смещаться в сторону дешевых продуктов.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments