В подземных переходах столицы начали появляться новые "типовые" торговые павильоны — взамен прежних киосков, которые были ликвидированы в прошлом году. Как объяснили в мэрии, город будет сдавать их в аренду через аукционы. Предприниматели жалуются на навязываемые им "жульнические условия". При этом новые инициативы почему-то пока затронули не все переходы, в том числе и подведомственные метро.
Столичные власти разработали новый план оптимизации мелкорозничной торговли в Москве, в соответствии с которым на смену нынешним палаткам и киоскам придет сеть магазинов шаговой доступности. Это будет уже второй этап реорганизации мелкой розницы, начавшейся год назад с ревизии подземной торговли.
Тогда из большинства подземных пешеходных переходов исчезли почти все киоски.
Некоторое время опустевшие переходы выполняли исключительно свое прямое назначение, отдыхая от торговли. Однако нынешней весной там стали появляться новые павильоны.
Как объяснил "Газете.Ru" председатель комиссии по экономической политике, науке и промышленности Мосгордумы Игорь Протопопов, проведенные в прошлом году проверки показали, что 90% торговых мест в московских подземных переходах и тоннелях сдавались в субаренду. Причем по ценам, многократно превышающим городские тарифы, — установленная группой рантье средняя цена субаренды для предпринимателей, по данным мониторинга Главного контрольного управления города Москвы, в 12,4 раза превышала городскую ставку, не менявшуюся с середины 90-х годов.
Рентабельность торговых точек в наиболее бойких местах вообще зашкаливала. Так, в документах, поступивших в Мосгордуму по результатам проверки, сообщалось, в частности, что за павильон размером 3,5 кв. м в переходе под Пушкинской площадью субарендаторы платили от 126 тыс. до 200 тыс. руб. в месяц. При этом город получал от арендной платы всего 20 тыс. руб. за квадратный метр в год. Заодно были выявлены факты торговли курительными смесями и кальянами. И даже случаи переоборудования торговых ларьков в ломбарды.
Бороться с "подземными рантье" в мэрии решили экономическими методами.
Была разработана методика расчета платы за размещение нестационарных торговых объектов в подуличном пространстве, учитывающая месторасположение, ассортимент и "социальную значимость" товаров. В среднем ставка аренды выросла в 10–12 раз, а арендаторы получили уведомления о необходимости перезаключения договоров на новых условиях.
Правда, эти реформы затронули не все переходы. В том же переходе под Пушкинской площадью, на который ссылались чиновники, как может убедиться любой желающий, пока ничего не изменилось, и прежние киоски стоят на месте.
По словам Протопопова, действия властей вполне вписывались в юридические рамки. Дело в том, что формально многие "арендаторы" таковыми и не являлись.
В ходе проверок ни на одном торговом объекте не были обнаружены документы, выданные отвечающим за тоннели ГБУ "Гормост".
"Юридически вся эта приносившая много лет прибыль схема была очень слабо оформлена, — пояснил Протопопов. — Эти площади лет 10–15 назад бизнесмены получили для того, чтобы за свой счет оборудовать их и использовать в коммерческих целях. У них даже не было срочных договоров аренды, а были какие-то "левые" договора о совместной деятельности. Сейчас они, конечно, бьют во все колокола о том, что в Москве зажимают малый бизнес. Но на самом деле никакой предпринимательской деятельностью они не занимались, а были рантье. Ну и, конечно, понятно, кто-то из чиновников на этом кормился".
Продолжать арендные отношения на новых условиях выразили желание менее трети арендаторов. Все остальные объекты были демонтированы. Что в целом было на руку городским властям, задумавшим разработку схемы размещения нестационарных торговых объектов в подуличном пространстве.
Такая схема уже готова, и ГБУ "Гормост" начало оборудовать в пешеходных переходах новые торговые модули.
Как рассказал "Газете.Ru" заместитель руководителя ГБУ "Гормост" Николай Цветков, новые торговые объекты, размещаемые в пешеходных тоннелях, находятся на балансе учреждения и разыгрываются на открытых аукционах. Проводит аукционы по заказу ГБУ "Гормост" крупнейший оператор электронных торгов для госзаказчиков и коммерческих предприятий — "Единая электронная торговая площадка" (Росэлторг) на условиях "один лот — один торговый объект". Вся документация публикуется в открытом доступе на сайте www.roseltorg.ru.
Окончательная стоимость аренды определяется в ходе аукциона, по результатам которого с победителем заключается договор аренды нестационарного торгового объекта на срок 11 месяцев 28 дней.
Существует разработанное совместно с Москомархитектурой типовое архитектурно-проектное решение для мелкорозничной сети, рассказал Цветков. А уже на его основе и в соответствии с Московскими городскими строительными нормами (МГСН 1.03-02) разработаны и уже прошли экспертизу проекты для застройки торговыми объектами пешеходных тоннелей.
По его словам,
проекты учитывают "все санитарные и технические требования (туалет, рукомойник, помещение охраны), требования антитеррористической и противопожарной безопасности, включают в себя камеры видеонаблюдения, выведенные в центральную диспетчерскую города".
Ассортимент товаров в подземных торговых точках определяется постановлениями правительства Москвы, принятыми в 2008–2013 годах. А утверждать его будет департамент торговли и услуг города. Включены в схему размещения подземной торговли и объекты, оказывающие бытовые и фотоуслуги.
Нынешний год будет "переходным" не только для торговли в переходах "Гормоста", но и для метрополитена, где объемы торговли втрое больше и где в настоящий момент, по словам руководителя городского департамента торговли и услуг Алексея Немерюка, также разрабатывается схема размещения объектов торговли.
Между тем, начиная реорганизацию торговли в подземном пространстве, чиновники говорили о более продолжительном сроке аренде.
Как заявлял ранее Немерюк, имея стабильный трехлетний договор с городом, в котором будут прописаны ассортимент, права и обязанности, предприниматель будет чувствовать себя гораздо увереннее, чем сидя на субаренде, которая может быть разорвана в любой момент. Исходя из этих обещаний, многие и заявляли о готовности принять участие в аукционах на аренду по новым городским расценкам, отмечает председатель оргкомитета всероссийского движения "За честный рынок" Илья Хандриков.
"Что такое 11 месяцев с копейками? Это тот достаточно жульнический срок, которым как раз и пользовались недобросовестные арендаторы, не желающие показывать истинное положение вещей и регистрировать субаренду,
— заявил Хандриков "Газете.Ru", напомнив, что договоры сроком менее года не требуют госрегистрации. — Очень странно, что город идет таким путем. И чем в таком случае мэрия лучше тех жуликов, которые могли в любой момент повысить субаренду или выкинуть предпринимателей со своей площади?"
Кроме того, отмечает Хандриков, никому не надо объяснять, что предприниматель должен видеть свое будущее и планировать развитие бизнеса. А для этого нужны адекватные сроки аренды. "Несовместима с такими сроками и сама аукционная система — на повышение цены, — считает предприниматель. — В таких условиях годовой контракт — это полный абсурд. И навязывать такие оскорбительные условия предпринимателю может только монопольная жульническо-тоталитарная система. Подобное отношение ничего общего с рынком не имеет".