В феврале стартовал марафон романтических праздников, который начался со Дня всех влюбленных, а закончится только после 8 Марта. Для производителей и продавцов потребительских товаров это самое прибыльное время. Только продажи цветов приносят вдвое больше, чем в другие месяцы. Для парфюмеров, кондитеров, продавцов товаров для дома и мелкой бытовой техники это самые желанные дни.
День святого Валентина, конвертированный в потребительскую активность влюбленных, принес американскому бизнесу около 14 миллиардов долларов. По России таких данных нет, зато у нас есть 23 февраля и 8 Марта. Значит, главная прибыль у наших компаний еще впереди.
Кстати, российские влюбленные потратили на День святого Валентина не так уж много: по данным Superjob.ru, который расспросил россиян о предстоящих тратах накануне праздника, 35% респондентов готовы были потратить на подарки от 500 до 1500 рублей, 33% — не больше 500 рублей.
В этот день отлично заработали не только продавцы открыток, но и игрушечники. Аналитики сети магазинов "Детский мир" отметили: "С начала февраля спрос на мягкие игрушки увеличился более чем на 20%. Самыми популярными подарками, которые выбирают покупатели ко Дню святого Валентина, являются плюшевые мишки, зайчики, кролики, котики, "сердечки" с теплыми признаниями. Средний бюджет покупки плюшевого подарка практически не изменился по сравнению с прошлым годом и составил от 400 до 800 рублей".
Неплохо заработали на влюбленных и интернет-магазины. "Накануне 14 февраля в Интернете покупают все романтические комедии 2000-2011 годов. Из музыки — джаз, релакс и инструментальную музыку. Также востребованы наборы полотенец, постельное белье, наборы для суши, бокалы для вина, банные принадлежности (шапки, тапочки), наборы для вышивания, мыло в подарочных коробках и парфюмерия. Часто заказывают оригинальные мелочи с символами праздника, шкатулки, подушки в виде сердечек, миниатюры с кристаллами Svarovsky", — рассказала PR-менеджер интернет-магазина Ozon.ru Мария Назамутдинова.
Конечно, наибольшим спросом в качестве подарка на 14 февраля пользуются цветы. Однако "цветочный" ажиотаж приходится традиционно на 8 Марта. А вот в канун 23 февраля спрос на цветы не такой большой. "У нас пока не сложилась культура дарения цветов мужчинам, дамы предпочитают делать другие подарки. Тем не менее и здесь есть специфика. Чаще всего покупают тематические букеты, например, с использованием темы триколора, или просто строгие, "мужские", — объяснила представитель компании по доставке цветов Florist.ru Талия Ахметова. — На 8 Марта будут пользоваться популярностью весенние цветы: тюльпаны, розы, гиацинты, ирисы, нарциссы. Но потребители стали больше разбираться во флористике и уже с большей охотой выбирают смелые решения. К тому же на 8 Марта в отличие от 14 февраля цветы покупают не только мужчины, но и женщины — около 40%. А они делают выбор в сторону необычных, сложных составных букетов в отличие от мужчин, которые больше берут большие дорогие и эффектные монобукеты".
Во многих компаниях также сложилась традиция дарить цветы коллегам по работе, клиентам, партнерам. Пик корпоративных заказов приходится на 8 Марта. "Самый высокий спрос в таких случаях на тюльпаны в разных вариациях — с ирисами или розами, гиацинтами или лимониумом, в корзине или просто перевязанные яркой атласной лентой", — добавила Талия Ахметова.
Очень востребована в качестве подарка на мужской и женский день бытовая техника. По словам менеджера по связям с общественностью "М. Видео" Регины Роднянской, продажи товаров, которые популярны в качестве подарков, могут вырастать на 50 -100%: "Перечень праздничных покупок в период гендерных праздников содержит фототехнику, смартфоны, планшеты, MP3-плееры. Специфика этих праздников также стимулирует продажи товаров из категории мелкой бытовой техники: покупатели выбирают мужские и женские подарки — товары для красоты и здоровья, кофемашины и кофеварки. Предпочтения покупателей достаточно традиционны. Люди предпочитают получать подарки в физическом выражении. Для массовых подарков коллегам нередко выбирают аксессуары — наушники, колонки, чехлы для смартфонов и планшетов или подарочные сертификаты".
По словам Марии Назамутдиновой, в Интернете на 23 февраля покупают наборы инструментов, электроинструменты, аксессуары для автомобилей, обложки для документов, портмоне, кружки, стаканы для пива, аксессуары для компьютера, оригинальные флешки и гаджеты, а также смешные сувениры. А на 8 Марта дарят шейные платки, палантины, сумки, наручные часы, портмоне, косметические наборы, парфюмерию, чайные и кофейные наборы, френч-прессы и столовые приборы. По-прежнему хорошим подарком считается книга. Женщинам дарят романы и кулинарные книги.
Наблюдается и всплеск продаж среди товаров повседневного спроса. По-прежнему востребованы в качестве подарков элитный алкоголь, конфеты, косметические наборы, которые включают в себя как мужские, так и женские средства по уходу (гели для душа, шампуни, средства для бритья, дезодоранты и другая парфюмерная продукция). По наблюдениям аналитиков Nielsen, все крепкие спиртные напитки демонстрируют рост объемов продаж в праздники. В праздничный сезон происходит перераспределение потребительских предпочтений в сторону премиального сегмента: потребители не готовы экономить на крепком алкоголе и стараются покупать более дорогие продукты. Безусловными лидерами роста являются шампанские и игристые вина. За последние несколько лет заметен сильный прирост объемов продаж напитков, используемых для изготовления коктейлей, таких как ром и текила.
"Прирост производителей конфет и шоколада в этот период обычно составляет 40-50%. А косметические компании успешно распродают сезонные подарочные наборы, — рассказала директор отдела по работе с клиентами Nielsen Россия Екатерина Эдельштейн. — Потребители часто выбирают в качестве подарка близким смешанные наборы, в которых какой-либо товар прилагается в качестве подарка. Это может быть, к примеру, коробка конфет в подарок к шампанскому. К различным праздникам производители выпускают ограниченные серии товаров с определенной символикой, это могут быть как конфеты ко Дню святого Валентина, так и к 8 Марта. Кроме того, если эти товары не успевают разобрать в праздники, то они, как правило, распродаются впоследствии".
Еще один способ порадовать близкого человека — билет на любимое шоу. Этот подарок будет приятным сюрпризом для любого. Безусловно, для билетных агентств праздники — высокий сезон. "Все call-центры уже с начала февраля заметно ощущают нагрузку, которая не уменьшается до 9 марта. Билеты покупают как для себя — своих близких, так и в качестве подарка", — рассказал президент компании Concert.ru Дмитрий Утяшев.
Пожалуй, еще более желанным подарком в последние годы становятся билеты в романтические туры. "Мы наблюдаем увеличение спроса на туристические поездки в праздничные дни. Особым спросом пользуются туры на 8 Марта, так как рядом с этой датой получается три полноценных выходных дня, что очень удобно для поездки на уик-энд или на целую неделю. Востребованы трехдневные туры больше среди занятых людей, которые не могут позволить себе уехать надолго, — рассказал медиадиректор компании Tez-Tour Роман Рыбаков. — Кроме того, туроператоры могут накануне праздников проводить специальные акции и устраивать особые романтические поездки".