Британская сеть магазинов Blockbuster, специализирующаяся на прокате DVD-дисков, обратилась к услугам компании Deloitte, которая займется поиском покупателей бизнеса Blockbuster. Причиной такого решения стало падение выручки в связи с обостряющейся конкуренцией со стороны онлайн-сервисов. Эксперты сходятся во мнении, что проблемы сети вполне предсказуемы, учитывая изменившиеся условия рынка.
Сеть магазинов Blockbuster, которая открыла свой первый магазин в 1989 году, вынуждена была прибегнуть к услугам администраторов. Представитель компании Deloitte Ли Мэннинг сообщил, что усилия будут направлены на сохранение бренда. «Основная часть бизнеса остается прибыльной, и мы продолжим работу в прежнем режиме, пока будут продолжаться поиски покупателя бизнеса в целом или по частям»,— говорит он. Господин Мэннинг считает, что из 528 магазинов, работающих сегодня, от 50% до 70% способны выжить.
Blockbuster является уже третьей жертвой британского рынка, участники которого пытаются бороться с такими гигантами, как Tesco, Amazon и Apple iTunes. Сообщение было опубликовано спустя несколько дней после того, как совет директоров HMV Group принял решение привлечь администраторов из компании Deloitte, которые будут управлять сетью из 230 магазинов до ее продажи другому владельцу, а несколькими днями ранее компания Jessops, специализирующаяся на съемочной продукции, объявила о грядущем закрытии 187 магазинов.
Blockbuster запустила онлайн-сервис продаж в 2002 году и продолжает контролировать более 37% проката DVD-дисков, по данным Британской ассоциации видеоиндустрии. Однако только 5% из них приходятся на сайт. В 2010 году компания все еще была прибыльной, однако ее выручка упала более чем на ₤30 млн в год — до ₤231 млн, а прибыль до уплаты налогов снизилась до ₤1,7 млн по сравнению с ₤4,6 млн годом ранее. К концу прошлого года потери составили ₤11,2 млн.
Как пишет лондонская The Guardian, кончина Blockbuster вполне предсказуема и является трагедией только для сотрудников. Падение спроса на прокат DVD — следствие изменения покупательской тактики: Sky Movies, LoveFilm и возрождение таких телевизионных программ, как X Factor, ослабили позиции прокатчиков. Компания долгие годы боролась с крупными супермаркетами и сервисом Amazon и просто не смогла принять изменения, имевшие место на рынке. «Удивительно то, что она продержалась так долго»,— отмечает издание.
«Все происходящее — логическое завершение долгой истории,— говорит аналитик Enders Analysis Бенедикт Эванс.— DVD-бизнес на западных рынках уже давно близится к завершению, а прокат дисков частично был замещен такими онлайн-сервисами, как LiveFilm и Amazon. На ситуацию повлияло также существенное снижение стоимости дисков супермаркетами».