Почему мы платим сотни долларов за вещь, которая на самом деле стоит не больше десяти? Какова настоящая цена вещей, которые висят в витринах магазина? И как на распродажах нас заставляют покупать совершенно ненужные вещи?

Супер-, гипер-, мегамаркеты. 70 процентов всех магазинов страны – это торговые сети. Они каждый день устраивают распродажу еды. Сосиски по "красной" цене, селедка "со скидкой тридцать процентов", кефир за полцены. На таких покупках действительно можно сэкономить. Но можно ли есть уценeнную еду? Мы решили это проверить. Для этого мы объехали пять магазинов самых крупных торговых сетей. Скупили там весь товар, который в этот день продавался со скидкой. И сдали его на анализ в лабораторию. О результатах проверки мы расскажем в фильме.

Две трети стоимости мы переплачиваем практически за все. Мы выяснили, сколько на самом деле стоят самые популярные продукты. 25 рублей – цена десятка свежих отборных яиц, тех, которые продаются в магазине за 54 рубля, 12 рублей стоит самый дорогой хлеб, 10 рублей – килограмм картошки. 

Мы решили разобраться, почему товары в магазинах в два-три раза дороже, чем у производителя и обратились к руководству 10 крупнейших торговых сетей России. Но 9 из 10 супермаркетов отказались обсуждать ценообразование. Оказалось, что это – коммерческая тайна. Сколько будет стоить товар — три рубля или тысячу? Это решает только продавец. Он имеет полное право написать на ценнике любую цифру, которую захочет. В России не существует максимально допустимой торговой наценки.

Одежда. В магазинах сложно найти дешевые брюки, юбки и пиджаки. Брендовая одежда стоит в несколько раз больше, чем в США и Европе. Глупо давать совет: если хотите купить дешевле, езжайте за границу. Далеко не каждый может себе позволить отправиться на шопинг заграницу. К счастью, оказалось, что покупать фирменную одежду по адекватным ценам можно и в Москве, и во Владивостоке, и в таежном поселке. Мы расскажем, как это делать. 

"Последняя цена", "финальная распродажа", "ликвидация коллекции". Несколько раз в год во всех магазинах начинается массовый психоз. По статистике, в сезон распродаж люди тратят на 80 процентов больше, чем обычно. А цены падают не так сильно, как это обещано в рекламе.

Мы провели эксперимент. Вывесили в витринах баннеры с надписями "скидка", "распродажа", "последняя цена". Приклеили на вещи новые ценники, но цифры в них остались те же. За 15 минут продажи магазина увеличились в несколько раз.
На распродажах покупателей часто обманывают. Предлагают телевизор за полцены или утюг в подарок каждому покупателю. Но на кассе вы узнаете, что скидка будет не на эту, а на следующую покупку. А подарки на сегодня уже закончились.

Магазины пользуются тем, что мы, покупатели, просто не знаем своих прав. В известном столичном бутике мы нашли платье, на котором было написано "скидка 70 %". Но на деле цену снизили на 60 %. Мы добились, чтобы платье продали с 70 % скидкой, как и написано в рекламе. Продавцы публично извинились перед покупателями.

Максимальная торговая наценка или конкуренция — только эти два механизма могут регулировать цены на товары. В Европе есть такой показатель, как количество магазинов на душу населения. Даже в Москве он примерно в десять раз ниже, чем в любой европейской столице. В российской провинции магазинов еще меньше. В маленьких городах может быть всего один магазин бытовой химии или компьютерной техники. Конкурировать ему не с кем. Поэтому цены зависят только от владельца.

Магазин компьютерной техники в городе Отрадный Самарской области поджигали трижды. В последнем пожаре погибли два человека — продавец Игорь Никифоров и его друг Олег Колотушкин. Продавца Анну Кривощапову с сильными ожогами доставили в больницу. Причина поджогов – происки конкурентов. В сгоревшем магазине были низкие цены…
Мы хотим покупать качественные товары дешево. А магазин хочет получать максимальную прибыль. Это — игра. И чтобы в ней победить, надо хорошо изучить ее правила.

В фильме приняли участие: руководители производственных и торговых предприятий, сотрудники Федеральной антимонопольной службы России, Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу, Ассоциации общественных объединений потребителей, юристы и другие.

Еда. Супер-, гипер-, мегамаркеты. 70% всех магазинов страны – это торговые сети. Они каждый день устраивают распродажу еды. Сосиски по красной цене, селедка со скидкой 30%, кефир за полцены. На таких покупках действительно можно сэкономить. Но можно ли есть уцененную еду?

 

 

Для того чтобы это проверить, авторы программы объехали пять самых крупных торговых сетей и скупили там весь товар, который в этот день продавался со скидкой. В магазине "Пятерочка" были приобретены замороженные куриные окорочка, пицца-полуфабрикат, слабосоленая форель и вареная колбаса. В магазине "Копейка" — два вида сосисок, целый цыпленок, творог, йогурт и селедка. В супермаркете "Магнит" — йогурт, колбаса и сельдь в масле. Гипермаркет "Ашан" продал со скидкой свежего толстолобика, крем по-средиземноморски, салат "Мимоза", куриное бедро и молочные сосиски. А магазин "Дешево" — колбасу "Краковская", курицу, селедку и упаковку сметаны.

Продукты со скидкой были герметично упакованы в пакеты, уложены в сумку-холодильник и отвезены в лабораторию. Эксперты проверили, что из этих дешевых продуктов можно есть, а что придется выбросить на помойку.

В ходе микробиологического исследования было выявлено несоответствие санитарным нормам и правилам пяти из доставленных образцов. Пять продуктов оказались непригодными для еды. Молочные сосиски и салат "Мимоза" с горбушей просто кишели кишечной палочкой, в цыпленке тоже нашли кишечную палочку. А про куриные окорочка эксперты написали: "Мясо сомнительной свежести". То есть пока еще их есть можно, но все же лучше не рисковать.

25 рублей – столько стоит десяток самых отборных яиц с учетом упаковки и доставки. Это цена при поступлении в магазин. На прилавке те же самые яйца предлагаются в два раза дороже — по 54 рубля. Половину стоимости мы переплачиваем практически за все, даже за хлеб. На самой крупной овощной базе Москвы самая хорошая картошка, уже сертифицированная, отсортированная и упакованная, стоит 10 рублей за килограмм. На прилавках магазинов эта картошка дорожает как минимум в два раза — ее продают по 20, 30 или даже 60 рублей за килограмм.

Почему товары в магазинах вдвое дороже, чем у производителя? Может быть, есть какие-то объективные причины? Например, высокая арендная плата, налоги, большой штат сотрудников?

Авторы программы обратились к руководству десяти крупнейших торговых сетей России и попросили их рассказать, из чего складывается цена товара на прилавке и сколько из этого достается магазину. Но девять из десяти магазинов отказались обсуждать ценообразование. Оказалось, что это коммерческая тайна.

О ценах согласилось говорить только руководство сети супермаркетов "Спар-Ритейл". Коммерческий директор Игорь Лукашкин утверждает: высокие наценки в супермаркетах – миф. Средняя наценка на еду – 10%, а на товар ежедневного спроса и того меньше. На социальные товары, такие как хлеб и молоко, магазин, по словам Лукашина, старается держать наценку на уровне 5%. Правда, на прилавках c хлебом и молоком пятипроцентной наценки не нашлось. Например, в магазине "Спар" продаются булочки за 16 рублей, тогда как хлебозавод №28 поставляет их по отпускной цене 11 рублей 85 копеек. Таким образом, наценка на булочки составляет совсем не 5%, а почти 30%.

Сколько будет стоить товар: три рубля или три тысячи, — решает только продавец. В России не существует максимально допустимой торговой наценки. В США и во многих странах Европы продавцы берут цены не с потолка. По их законам, наценка на жизненно важные продукты не должна превышать 10-15%. Эта величина зависит от страны или штата, но ограничения есть практически везде. Кроме России. У нас цены пишут из головы. Продавец может поставить на ценнике любую цифру. Но если уж написал, то обязан продавать товар именно по этой цене. Так требует закон. Только продавцы об этом требовании иногда забывают.

Постоянный покупатель магазина "Карусель" профессиональный музыкант Даниил Шутко приобретал продукты только по скидочной карте и всегда четко планировал, какую именно сумму может оставить в магазине. Однажды вечером он, как обычно, зашел в магазин купить что-нибудь из продуктов. Положил в тележку молоко, чай, соль, фрукты, картошку, печенье и йогурт. По его подсчетам, все это должно было стоить 1200 рублей. Но кассир пробил чек на 1350 рублей.

Когда Даниил попросил жалобную книгу, охранник попросил его уйти. Но тот не послушался, а пошел к столу информации и взял Закон о защите прав потребителей и листок с телефонами контролирующих организаций. И тут же получил удар. На видеозаписи видно, как Даниила избивает человек в черном, а за этим спокойно наблюдает человек в форме охранника супермаркета. Потом охранники вырвали из рук покупателя бумаги, в том числе и злополучный чек, из-за которого все и началось. Приехавшая милиция увезла пострадавшего в отделение, чтобы составить заявление. На следующий день после драки в супермаркете Даниил обратился в больницу. Он не мог выйти на работу: кружилась голова, болело все тело. Врачи поставили диагноз "закрытая черепно-мозговая травма". Лечиться пришлось целый месяц. Администрация магазина так и не извинилась за то, что случилось с Даниилом. По их версии, его избивал не охранник, а случайный прохожий, а за них магазин ответственности не несет. Охранники магазина тоже не обязаны были останавливать драку – у них другая задача: они охраняют магазин, а не покупателей. И вообще, по словам сотрудников, Даниил сам нарушал порядок в супермаркете, поэтому супермаркет тоже подал на него в суд.

Даниил Шутко написал жалобу в Роспотребнадзор, просил разобраться, почему ему не дали жалобную книгу и не обеспечили безопасность. Чиновники Роспотребнадзора провели в магазине "Карусель" четыре часа. После проверки они сообщили, что никаких нарушений не обнаружено. В Обществе защиты прав потребителей Даниилу заявили, что ему нужно подавать исковое заявление против магазина о том, что магазин не обеспечил безопасное оказание услуги розничной торговли. К этому заявлению необходимо подкрепить все документы, подтверждающие, что были получены телесные повреждения на территории магазина, и документы, подтверждающие расходы на медицинские услуги либо на лекарства. Если суд признает вину магазина, то Даниилу выплатят компенсацию за моральный вред, а охранников и администрацию супермаркета оштрафуют.

Если у вас возник конфликт с охраной супермаркета, сразу звоните в милицию, на горячую линию Роспотребнадзора. Постарайтесь сохранить чек и найти свидетелей конфликта. Телефон горячей линии обязательно указан на стенде рядом с Книгой отзывов и предложений и Законом о защите прав потребителей.
Телефон Роспотребнадзора России: 8 (499) 973-26-90.
Горячая линия московского отделения: 8 (495) 621-70-75.

По закону сумма, указанная на ценнике, является окончательной. На языке юристов это называется "публичная оферта". Публичная оферта – предложение, адресованное неопределенному кругу лиц и содержащее все условия договора. Публичной офертой является реклама товара или услуги в СМИ, вывеска на магазине или ценник на товаре.

Магазин имеет право брать с покупателей столько, сколько написано на ценнике, и ни копейкой больше. Покупателя не должно волновать, что действие скидки закончилось, что ценник не успели поменять или продавец ошибся.

Магазин никогда не торгует себе в убыток. Дешевые продукты на прилавках появляются не просто так. По специальным ценам продают еду, которая вот-вот испортится. Покупать ли такой товар, решайте сами. Но помните: экономить на продуктах опасно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Одежда. На полках не найти дешевых брюк, юбок и пиджаков. Брендовая одежда стоит в несколько раз больше, чем в США и Европе. Джинсы, которые может позволить себе обеспеченный россиянин, в Европе носят бедные студенты.

Знаменитые трусы Calvin Klein: сами белые, а резинка черная. Московские щеголи носят их так, чтобы торчали из-под джинсов. На полке московского магазина эти трусы предлагают по 1250 рублей. А точно такие же в Нью-Йорке стоят 1 доллар 99 центов, то есть около 60 рублей — в 20 раз дешевле. Марку DKNY у нас рекламируют как люксовую, в ЦУМе не найти вещи этого бренда дешевле 6 тысяч. Белый джемпер DKNY в московском магазине стоит 7990 рублей, а в Нью-Йорке – 29 долларов 90 центов, то есть 900 рублей — в восемь раз дешевле.

Джинсы Levi’s у нас в стране — признак достатка, потому что самая простая и классическая модель в Москве стоит 4400 рублей. В Америке Levi’s может себе позволить любой студент: там эти джинсы продаются за 24 доллара 99 центов, то есть за 750 рублей — почти в шесть раз дешевле.

Магазины вроде бы одни и те же, но разница в цене огромная. Почему так происходит? На самом деле, большинство фирменных магазинов не прямые представители, а посредники, они могут назначить любую цену, какую только захотят.

Глупо давать совет: "Если хотите купить дешевле, езжайте за границу". Далеко не каждый может себе позволить отправиться на шопинг в Европу или на рождественские распродажи в США. Но бороться с произволом магазинов можно.

Ильяс Сетдинов – охотник за ценами. Он знает, как и где купить товар за его настоящую цену. Ильяс так же, как и все мы, ходит по торговым центрам. Только он никогда ничего здесь не покупает. Здесь Ильяс только меряет одежду, записывает свой размер, а потом покупает эту модель в английском магазине по интернету.

Даже с учетом почтовой пересылки и услуг посредника вещь обходится дешевле на 40-50%. Единственное неудобство заказа по интернету – ждать покупки придется две недели. Есть еще ограничение по стоимости: ваша посылка не может быть дороже 10 тысяч рублей, иначе придется платить за растаможку.

Перепишите артикул и размер вещи, которая вам подошла, найдите зарубежный сайт компании в интернете и сделайте заказ. Оплата производится по кредитной карте. Вам могут прислать вещь в любую точку России. Стоимость одежды не должна быть больше 10 тысяч рублей, иначе придется платить таможенные пошлины.

"Последняя цена", "финальная распродажа", "ликвидация коллекции". Несколько раз в год во всех магазинах начинается массовый психоз. В торговых залах толпы людей. Все скупают джинсы, кофты и платья со скидками. Мы уверены: именно в эти дни можно купить вещь за ее настоящую цену. Мы идем в магазин и надеемся сэкономить. Психологи-экономисты утверждают обратное. По статистике, в сезон распродаж люди тратят на 80% больше, чем обычно. А цены падают не так сильно, как это обещано в рекламе.

В одном из крупнейших торговых центров Москвы почти в каждой витрине висят плакаты: скидки 30%, 50% и даже 70%. В магазине нижнего белья на стойке написано: "суперцена, от 100 рублей". Но в коробке под стойкой нет ни одной вещи за 100 рублей. Продавщица не нашла в своем магазине ни одного товара дешевле 250 рублей. Получается, что надпись "от 100 рублей" придумана просто для того, чтобы люди заходили в магазин.

В соседнем отделе куртку продают со скидкой 90%, за 249 рублей. Действительно, дешево. Смотрим на ценник повнимательнее. Дата изготовления вещи – 2006 год. То есть это куртка из коллекции четырехлетней давности, она четыре года пылилась на складе. В Европе такие вещи утилизируют, у нас – продают на распродаже.

Слова "распродажа" и "скидка" действуют на нас гипнотически. Это психология. Всегда хочется сэкономить и купить дешевле. Мало кто задумывается о том, что скидка на самом деле не такая уж и большая, а те же брюки за полную цену он бы ни за что не купил.

Банальный знак распродажи, на самом деле, на удивление эффективен. Многие исследования показывают, что если просто повесить знак распродажи, то в магазин будет заходить гораздо больше людей.

Проводится эксперимент. Суббота, пять часов вечера. Магазин одежды известной марки в одном из торговых центров. Обычно на это время приходится пик продаж. На витрине лежат джинсы за 1590 рублей, кофточка за 790 рублей, куртка за 3190 рублей. Ажиотажа явно не наблюдается, большинство посетителей в этот отдел даже не заглядывают, просто проходят мимо. За целый час удалось продать только одну кофту.

Что произойдет, если на магазине будет написано слово "распродажа"? Продавцы разворачивают в витринах плакаты и баннеры, клеят на вещи новые красивые ценники. Цифры на них остаются те же самые. Джинсы по-прежнему стоят 1590 рублей, только теперь на этикетке написано, что раньше они стояли на полторы тысячи дороже. Женская кофточка так и стоит 790 рублей, но ценник новый: перечеркнута старая цена — 1490 рублей, а снизу написано "790 рублей". С курткой точно такая же история. Через 15 минут двери магазина открываются – и сразу, как по волшебству, в магазине появляются покупатели. Через несколько минут у прилавков собирается толпа. За полчаса было продано 10 вещей на сумму 19,5 тысячи рублей. За предыдущий час магазин заработал всего 790 рублей. Для того чтобы увеличить продажи, достаточно повесить красивые ценники и баннеры, снижать цены совсем не обязательно.

Почти так же нас обманывают и на обычных распродажах: предлагают телевизор за полцены или утюг в подарок каждому покупателю. Но на кассе вы узнаете, что скидка будет не на эту, а на следующую покупку, а подарки на сегодня уже закончились.

Например, в рекламе написано: "50% в подарок". На самом деле все оказывается немного сложнее: подарок дарят только при следующей покупке, причем его цена должна быть меньше 20% стоимости всего, что вы купите. Скажем, вы купили телевизор за 20 тысяч и получили купон на 10. Пришли в следующий раз и набрали пять товаров на 50 тысяч. И вот на один из этих товаров вам сделают скидку в половину цены. Нашлось несколько принципиальных граждан, которые, увидев такую несправедливость в магазине, написали заявление с требованием продать им указанный в рекламе товар со скидкой 50% от стоимости. На что получили ответ, что условия акции этого не предполагают и что они неправильно все поняли — надо было читать мелкий шрифт.

Мелкие буквы мало кто читает, все обращают внимание только на крупную надпись: "Подарок 50%". По мнению юристов, такие обещания – заведомый обман. За такую рекламную акцию Московское общество защиты прав потребителей подало в суд на торговую сеть.

Не верьте большим и ярким вывескам, над которыми напечатана звездочка. Читайте мелкий шрифт сноски – там написаны настоящие условия акции.

"Предложение строго ограничено" — еще одна уловка продавцов. Кадры, снятые в магазине бытовой техники: люди бегут, чтобы успеть купить телефон за полцены, а сотрудники магазина смеются над покупателями и снимают их на мобильный. Со скидкой продают всего 100 телефонов. Как правило, к началу акции треть из них уже куплена родственниками и знакомыми продавцов.

В магазине другой торговой сети люди дерутся из-за ноутбуков: их было всего 250 штук, а покупателей пришло в несколько раз больше. "Ноутбук за 9990 рублей" — такие цены магазин обещал в своей рекламе. Но, как только продавцы увидели огромную толпу, они тут же решили поднять цену и устроили аукцион: "Ноутбук достанется тому, кто купит его не за 9990, а за 13 тысяч". Вот тут-то и началась драка.

Если реклама обещает низкую цену, позвоните в магазин и уточните, сколько именно товаров будет продано со скидкой. 250 ноутбуков или 100 телефонов за полцены достанутся только тем, у кого хватит терпения занять очередь еще ночью, или тем, у кого окажутся самые большие кулаки. При таких условиях магазин получит свою выгоду от ажиотажа, а вы уйдете ни с чем.

Иногда кажется, что магазин считает покупателей людьми второго сорта. Некоторые акции напоминают сеанс магии, который Воланд устроил в варьете. Но дело тут не только в продавцах. Мы, покупатели, тоже готовы на все ради скидки.

В супермаркете в Коломне была устроена распродажа. Условия акции просты: приходите в магазин в нижнем белье и бесплатно берите все, что уместится в руках. Максим Леднев принял участие в акции: придя в магазин в одних трусах, он бесплатно взял кофе, чипсы и другие товары. По его мнению, раздеться за еду совсем не стыдно.

На распродаже продавцы в буквальном смысле слова делают что хотят, ведь в магазине мы играем по их правилам.

Лариса купила на сезонной распродаже юбку, но надела ее всего один раз — юбка разошлась по швам. Лариса решила сдать бракованную вещь в магазин. У нее сохранился чек, с момента покупки прошло всего несколько дней. Смущало только одно: вещь куплена на распродаже. Месяц назад Лариса уже попадала в такую ситуацию. Она купила себе шорты со скидкой, надела их на следующий день, а вечером от них оторвалась цепочка. Лариса понесла шорты обратно в магазин, но продавец отказался обменять товар: "Вещи, купленные на распродаже, обмену и возврату не подлежат". В этот раз Ларисе вернули деньги за юбку, но только после того, как авторы программы, приехавшие в магазин вместе с покупательницей, потребовали жалобную книгу и пообещали сообщить обо всем руководству. Лариса получила на руки даже больше, чем рассчитывала: распродажа закончилась, и юбка, которая стоила 700 рублей, стала продаваться за 1100. Ларисе вернули полную сумму без учета скидки.

По Закону о защите прав потребителей магазин обязан принять обратно некачественную вещь. Совершенно не важно, со скидкой ее купили или нет. Только продавцы об этом правиле часто забывают.

Если вам не хотят возвращать деньги за бракованную вещь, пишите об этом в Книгу отзывов и предложений. Это не просто ненужная бумажка, а юридический документ. Эту книгу всегда просматривают во время проверок. Вторую жалобу отправьте заказным письмом на адрес генерального директора компании, к письму приложите ксерокопии чеков.

Еще один пример магазинной уловки. На платье висит этикетка: "Скидка 70%". Попробуем посчитать, так ли это на самом деле. На ценнике указана старая цена — 8460 рублей. Отнимаем от этой цифры 70%, получается 2538 рублей. Но нам предлагают купить это платье за 2960 рублей, то есть со скидкой 65%. Получается, с нас возьмут лишних 400 рублей. Мало кто из покупателей пойдет в магазин с калькулятором и будет пересчитывать проценты, на это и делают ставки магазины: подумаешь, каких-то 5%. Но по закону продавец обязан продать это платье с настоящей 70-процентной скидкой. Поэтому в Книге отзывов и предложений была оставлена соответствующая запись. На следующий день в магазине сообщили, что приняли заявку во внимание и готовы продать данную вещь именно с заявленной скидкой – за 2538 рублей.

Помните, что на распродаже вам должны продать товар с заявленной скидкой. Это называется "публичная оферта". Если на ценнике написано: "Скидка 70%", значит, она должна быть именно 70%, а не 60%, 65% и даже не 68%. Если продавец отказывается продавать товар за эту цену, пишите об этом в Книгу отзывов и предложений.

Ценовые войны. Максимальная торговая наценка или конкуренция? Только эти два механизма могут регулировать цены на товары. В Европе есть такой показатель, как количество магазинов на душу населения. Даже в Москве он в 10 раз ниже, чем в любой европейской столице. В провинции магазинов еще меньше. В маленьких городах может быть всего один магазин бытовой химии или компьютерной техники. Конкурировать ему не с кем, поэтому цены зависят только от совести владельца, а этот показатель никаким законом пока не регулируется.

Ценовые войны — это не просто конфликт между конкурентами. Цены касаются каждого покупателя. Цена может стать вопросом жизни и смерти.

В начале 2000-х в городе Отрадном появился первый магазин компьютерной техники "Антарес". Его хозяин Алексей Волкодаев установил на весь товар огромные наценки. Но компьютеры и телефоны в "Антаресе" все равно покупали, поскольку у жителей просто не было выбора. Но в 2004 году у "Антареса" появился конкурент. Хозяин магазина "Диалект" Дмитрий Шикин продавал все то же самое, только на 20% дешевле. 22 июля 2005 года магазин "Диалект" подожгли. Двое неизвестных закидали окна магазина бутылками с зажигательной смесью. Продавцы успели эвакуироваться, пожар быстро потушили. Кем именно были эти неизвестные, установить не удалось.

После пожара в городе остался только один магазин Волкодаева, и там сразу подскочили цены. Но Шикин сделал ремонт и снова открыл магазин. На этом история не закончилась. Второй пожар случился в 2006 году, третий – в 2008 году. В результате магазин "Диалект" сгорел дотла. На последнем пожаре погибли два человека – продавец Игорь Никифоров и его друг Олег Колотушкин. Продавщицу Анну Кривощапову с сильными ожогами доставили в больницу.

В огне погибло два человека, а это уже убийство. Поэтому за расследование взялась областная прокуратура. Следователи стали искать, кому это выгодно. Было понятно: погибший продавец и покупатель – просто случайные жертвы. Главная цель поджигателей – владелец магазина Дмитрий Шикин.

Заказчик поджога – владелец магазина "Антарес" Алексей Волкодаев. Он хотел вывести из игры конкурента, который продавал компьютеры по низким ценам. Преступление раскрыто, мотив понятен. Но его судили только за порчу чужого имущества. Государственный обвинитель настаивал на наказании для Волкодаева в виде лишения свободы сроком на 9 лет с отбыванием в колонии общего режима. Однако суд назначил ему 4 года лишения свободы. Гособвинитель подготовил кассационное представление, будучи уверен, что Волкодаев действовал с целью устранения конкурента Шикина с рынка торговли компьютерной техникой.

По статье 178 (недобросовестная конкуренция) Волкодаева могли бы посадить надолго. Но прокуратуре не удалось доказать, что мотивом преступления была именно разница в ценах. Мало того, если бы в огне не погибли люди, не было бы никакого уголовного дела, об этой ценовой войне мы бы просто не узнали.

Магазин Дмитрия Шикина сейчас закрыт. После третьего поджога и гибели людей предприниматель уже не смог восстановить свой бизнес. Дешевого компьютерного магазина в Отрадном больше нет. Магазин Волкодаева работает. Здесь много покупателей, у них теперь нет выбора.

Мы хотим купить хорошие продукты дешево, а магазин хочет получить прибыль. У продавцов и покупателей просто разные цели. Это как игра. И чтобы в ней победить, надо хорошо изучить ее правила. Не покупайте еду со скидкой – это может быть опасно для здоровья.
Помните: магазин обязан вам продать товар за ту сумму, которая указана на ценнике, — это называется "публичная оферта".
Если вы собрались купить что-то по акции, внимательно изучите условия, особенно мелкий шрифт. Помните, что вы имеете право вернуть в магазин бракованную вещь, даже если она куплена на распродаже.
Если у вас произошел конфликт с продавцами или ваши права нарушили, пишите об этом в Книгу отзывов и предложений.

Чем больше покупателей будут отстаивать свои права, тем меньше будет нечестных продавцов. Во многих странах магазинные хитрости и уловки давно ушли в прошлое, и совсем не потому, что продавцы там не хотят нажиться на потребителях. Просто они знают: обманывать – себе дороже.

 

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments