Экономический кризис нанес ощутимый удар по ритейлу электронной техники. Сегодня цены практически на всю электронику стали плавающими, поскольку напрямую зависят от курса доллара. Свою лепту в рост цен внесло и введение временной надбавки к ставкам пошлины на некоторые импортные товары, в том числе на электронную технику, что рано или поздно отразится на ценах.

Существующие тенденции затронут и ассортимент ритейла электроники, который может стать гораздо "беднее", а у "громких" брендов появятся более дешевые аналоги, скорее всего, китайского происхождения.

Изменчивые цены

За последние полгода отечественному потребителю пришлось отвыкнуть от ценовой стабильности. Сегодня редкие компании могут позволить себе держать цену на товар стабильной хотя бы неделю. При этом Интернет-магазины, специализирующиеся на продаже техники, меняют ценники ежедневно, а многие из них — несколько раз в день.

У большинства крупных ритейлеров цены на технику меняются один-два раза в неделю. "Если курс стабилен, то цены, в зависимости от товарной группы, меняются планово один-два раза в неделю в привязке к остаткам, продажам и мониторингу конкурентов. Если наблюдаются резкие скачки курса, то цены корректируются под каждое такое изменение, т.к. они также завязаны на курсы отгрузок поставщиков", — говорит коммерческий директор группы торговых компаний холдинга "Unitrade Group" Антон Красников.

Аналогичная ситуация сложилась и в компании "Фокстрот. Техника для дома". "Наша цена, в первую очередь, должна быть конкурентной и привлекательной для покупателя. Соответственно с реакцией рынка (иногда раньше), мы корректируем свое ценообразование. Стараемся не более одного раза в неделю", — отметил коммерческий директор "Фокстрот. Техника для дома" Сергей Карась.

Раз в неделю пересматривают ценники и в компании "Домотехника". "Мы выставляем свои цены в зависимости от закупочной стоимости техники и ее средней рыночной цены для конечного покупателя. Коррекция цен, в среднем, происходит раз в неделю", — говорит руководитель коммерческого департамента "Домотехники" Владимир Темкин.

В то же время Интернет-магазины не могут позволить себе такую роскошь. "Цены корректируются ежедневно. При этом цена может меняться как в большую, так и в меньшую сторону. Цена изменятся пропорционально изменению курса на межбанке", — говорит руководитель проекта "Rozetка.ua" Владислав Чечеткин.

Более "суровую" картину, на условиях анонимности, описал представитель одного крупного Интернет-магазина. "Цены за день меняются раз 5-6, это все происходит молниеносно и автоматически", — отметил собеседник ЛІГАБізнесІнформ. По его словам, сегодня на Интернет-бизнес очень сильно влияет не только курс доллара, но и демпинг мелких игроков, которые стремятся распродать затоваренный склады: сегодня все еще распродается старый товар, а новых поступлений в 2009 году не было.

Причины роста

По словам А.Красникова, на ценообразование влияет оборачиваемость товара, текущие остатки, этап жизненного цикла модели, наличие и цена у поставщиков, цена конкурентов и т.п. Еще одним важным фактором является средняя рыночная цена на товар и текущая потребность рынка в этом товаре. "Если существует невостребованный товар, и сеть хочет его продать, то стоимость этого товара снижается, чтобы сдвинуть продажи с мертвой точки", — говорит В.Темкин.

Но это в обычной ситуации. Сегодня же, по словам представителей рынка, цены могут вырасти вслед за некоторыми "антикризисными" действиями правительства. "Введение дополнительной пошлины на ввоз импортных товаров повлияет на подорожание техники, которая будет завезена в Украину после 5 марта, — прогнозирует С.Карась. — Поскольку пошлина составляет 13%, сумма платежей на таможне вырастет на 15,6% (с учетом пропорционально увеличенного НДС). Возможный эффект на стоимость товаров будет составлять около 5-10%, в зависимости от продуктовой группы".

Вместе с тем, он уверен, что мгновенного роста цен, связанных с введением дополнительной пошлины, ожидать не следует, поскольку достаточно большое количество техники было закуплено раньше. Рост цен под влиянием дополнительной пошлины будет проходить медленно, соответственно росту доли новых поступлений. "Есть и приятная новость для потребителей. По отдельным товарным группам возможно снижение цен, чтобы распродать товар со склада", — отметил С.Карась.

По его словам, конъюнктура рынка сейчас такова, что конкуренция ведется в основном только по цене. Поэтому у многих товаров известных брендов могут появиться более дешевые аналоги. "Есть предпосылки полагать, что на рынке бытовой техники и электроники популярными станут дешевые китайские товары", — добавил он.

Гипотезу о возможном снижении цен на товары подтверждает также и В.Чечеткин. По его словам, из-за падения спроса на товары длительного использования большая часть электроники и бытовой техники продается по цене ниже себестоимости. Однако товары из новых поступлений все таки будут дороже.

"Новых поступлений практически не было с октября 2008, и склады потихоньку заканчиваются. Понятно, что товары из новых поступлений никто не будет продавать в убыток. Да и маржа во всем канале продаж минимальна — заметно смягчить ценовой удар за счет прибыли продавцам не удастся. И на отдельные группы товаров цена вырастет значительно", — говорит В.Чечеткин.

По его словам, дополнительные пошлины уже отразились ростом цен на некоторые товары. "Уже наблюдается заметный рост цен на мобильные телефоны, а также фототехнику и ноутбуки. Как пример, полноценные ноутбуки дешевле $500 в самом ближайшем будущем будут большой редкостью. Мы ожидаем, что в апреле вся электроника подорожает, будет продаваться в долларовом эквиваленте по докризисным ценам", — отметил руководитель "Rozetка.ua".

Ситуация на полках

Сложившаяся экономическая ситуация внесла свои коррективы в ассортимент предлагаемых товаров. "На полках остается только товар с высокой оборачиваемостью, продажи и маржинальность которого в том числе покрывают возникающие курсовые разницы", — говорит А.Красников.

По его словам, в сетях начинают появляться новые марки и товарные группы, производители которых готовы предоставлять лучшие условия по продаже и продвижению. "Мы стремимся к сохранению наполненности полок наших магазинов, предлагая нашим покупателям, в том числе, альтернативы привычному для них товару или бренду", — сказал коммерческий директор группы торговых компаний "Unitrade Group".

О появлении новых брендов уже упоминал С.Карась, говоря о возможном росте популярности китайских аналогов. При этом он подчеркнул, что ассортиментная политика в сети "Фокстрот" изменится лишь "горизонтально". "Поскольку потребители уже переориентировались на средний и низкий ценовые сегменты, компания представит более широкий ассортимент товаров в востребованном ценовом диапазоне", — добавил С.Карась.

Аналогичную позицию заняла "Домотехника". "Теперь у нас можно найти минимум товаров премиум сегмента (только топовые модели), и более расширенный ряд товаров в среднем сегменте. Сейчас можно констатировать, что спрос сместился в сторону недорогих моделей с ограниченным рациональным функционалом", — говорит В.Темкин.

По мнению В.Чечеткина, ассортимент товаров сильно сузится: и по модельному ряду, и по представленным торговым маркам. "Считаю, что показательным будет лето", — отметил он.

Краткосрочные прогнозы

По прогнозам "Ассоциации предприятий бытовой техники и электроники", если государство оперативно не отреагирует на проблемы рынка розничной торговли электроникой, он может полностью уйти в "тень". Ритейлеры просят государство помочь отрасли, в частности, отменить 13-процентную надбавку на ввоз ИКТ-продукции и упростить получение разрешений на ввоз и реализацию радиоэлектронных и излучающих устройств (в частности, мобильных телефонов).

Никто не берется судить о том, как изменится ситуация в долгосрочной перспективе. Ясно, что техника будет дорожать, но сегодня потребитель еще может найти товары по приемлемой цене — за счет продукции, оставшейся с прошлого года.

Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и фактор затоваривания складов — в преддверие зимних праздников ритейлеры запаслись техникой, которая так и не была раскуплена. Теперь же, чтобы избавиться от лишнего балласта, многим придется пойти на беспрецедентное снижение цен, проводить акции и распродажи.

При этом в скором будущем мы можем увидеть на полках магазинов товар незнакомых нам производителей. Вероятнее всего, это будут китайские бренды, которые благодаря низкой себестоимости могут конкурировать с грандами рынка.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments