Рост реальных зарплат почти прекратился с декабря, а реальные доходы падают четвертый месяц подряд. Однако до февраля население не изменяло потребительским привычкам, поддерживая покупки за счет накоплений. В феврале, по данным Росстата, объем доходов составил 1,97 трлн руб., почти такими же были и расходы — 1,95 трлн руб. (в ноябре — декабре расходы превышали доходы). На потребительские расходы и оплату услуг население потратило в феврале 73,2% доходов (в январе — 94,2%, в феврале 2008 г. — 71,7%). В сбережения граждане направили 5,8% доходов (в январе изъято 8,9%), на покупку валюты потратили 8,9% (январь — 22,7%).

Пришло осознание, что нужно жить по средствам, говорит Наталия Орлова из Альфа-банка: но это плохие новости и для ритейла, и в целом для экономики, почти половина роста которой была обеспечена потребительским спросом. По прогнозу Минэкономразвития, к концу 2009 г. реальные зарплаты упадут на 4,1% (+1% в январе — феврале), реальные доходы — на 8,3% (-7,2% за январь — февраль). Если норма сбережений будет поддерживаться, потребление станет падать, полагает Орлова. В январе — сентябре 2008 г. сбережения составляли 7,1% доходов, в IV квартале снизились до 2,5% — в основном за счет октябрьского раунда «валютизации» (тогда валовые продажи валюты населению составили $11,2 млрд, вдвое больше, чем в сентябре), в целом по году — 5,8%.

Покупки валюты в феврале были минимальными с начала кризиса, отмечает Игорь Поляков из ЦМАКП. При этом объем рублевых депозитов уменьшился на 0,4%, валютных — вырос на 4%, рассчитал он. Вырос и объем наличности на руках (с ноября он падал). Девальвационные ожидания сохранились, население ждет удобного для конвертации момента, резюмирует Орлова: доверие к рублю выражалось бы в сокращении валютных депозитов. Но темп снижения рублевых вкладов уже на полтора-два порядка ниже, чем в пик октября и января, отмечает Поляков: «Это еще не стабилизация, но, похоже, интерес к рублю возвращается».

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments