А в 2018 году обгонит «Ашан» и войдет в тройку крупнейших продовольственных ритейлеров России.
После серьезного корпоративного конфликта 2010-2011 годов в «Ленте», который привел к практически полной смене собственников, мало кто предполагал, что «Лента» не только полностью оправится от его последствий, но и всего за шесть лет вплотную приблизится к тройке крупнейших продовольственных ритейлеров России.
Один человек верил в это точно — Ян Дюннинг (генеральный директор «Ленты» — прим. редакции). В период корпоративной войны его сместил с поста гендиректора инициатор конфликта Август Мейер, но после окончания «боевых действий» Дюннинг вернулся на своё место и с тех пор уверенно ведет «Ленту» вперед.
В 2011 году только-только вышедшая из состояния корпоративной войны «Лента» отставала по выручке от французского «Ашана» (третьего по размеру выручки в тройке крупнейших ритейлеров по итогам 2017 года) на 137,1 млрд рублей. И этот разрыв увеличивался еще три года, достигнув в 2014 году 177,7 млрд рублей.
Но «Лента» не замахивалась сразу на невозможное. Последовательное и поступательное развитие позволило ей достаточно быстро обойти ближайших на тот момент конкурентов.
По итогам 2013 года по размеру выручки и объему совокупной торговой площади (СТП) «Лента» оставила позади «О’Кей», в 2014 году — обошла по объему СТП «Магнит» и «Метро Кэш энд Керри». По итогам 2015 года «Метро Кэш энд Керри» отстал и по размеру выручки. С этого года на рынке FMCG+ между «Ашаном» и «Лентой» никого не осталось, и разрыв стал стремительно сокращаться.
Такому положению на рынке в немалой степени поспособствовало падение показателей «Ашана»: в 2016 году французский ритейлер впервые за время работы в России показал снижение выручки. Однако это не умаляет достоинств стратегии «Ленты», в рамках которой компания демонстрировала рекордные темпы роста.
В 2016 году «Лента» обошла «Ашан» по объему СТП, а по итогам 2017 года сократила разрыв с конкурентом по выручке до минимума — всего до 26,32 млрд рублей, отыграв таким образом за три года более 150 млрд рублей (оценка Центра исследований потребительского рынка «RETAILER Аналитика» — прим. редакции). При этом прирост выручки «Ленты» за 2017 год составил 58,78 млрд рублей.
Генеральный директор «Ленты» Ян Дюннинг так прокомментировал итоги 2017 года для компании: «…Компания продолжает активно развиваться… Мы вновь выполнили свои обещания по развитию обоих форматов, открыв за год 40 новых гипермаркетов и 49 новых супермаркетов. В течение 2017 года мы удвоили сеть супермаркетов… Способность «Ленты» добиваться успеха в сложных рыночных условиях как с приобретенными магазинами, так и с собственными, подтверждает привлекательность нашего предложения для покупателей… В результате активного развития изменилась и позиция «Ленты» на рынке. Будучи крупнейшей сетью гипермаркетов в России, мы уверены, что теперь стали третьим крупнейшим продовольственным ритейлером в стране».
Действительно, по размеру выручки среди гипермаркетов в 2017 году «Лента» — крупнейшая сеть в России. Выручка только гипермаркетов у «Ленты» — 346,9 млрд рублей, тогда как у «Ашана» — 317,1 млрд рублей (по оценке ЦИПР «RETAILER Аналитика», без учета выручки магазинов «Атак» — прим. редакции). По количеству же магазинов формата «гипермаркет» «Лента» незначительно уступает «Магниту». Согласно опубликованным этими ритейлерами отчетам за 2017 год у «Ленты» 231 гипермаркет, у «Магнита» — 243.
Что касается третьего места среди продовольственных ритейлеров России, то, по прогнозу «RETAILER Аналитика», смена места в тройке произойдет уже в 2018 году.
Общий вывод — в 2018 году «Лента» практически неизбежно обходит «Ашан» по объему выручки и становится третьим продовольственным ритейлером России.
От 4 до 6 млрд в пользу «Ленты»
Ко всему прочему, в конце 2017 года «Лента» приобрела 22 магазина крупнейшей торговой сети Сибири — ГК «Холидей». Шесть магазинов уже открылись под брендом «Ленты», остальные откроются в первом квартале 2018 года. По оценке ЦИПР «RETAILER Аналитика», эти 22 магазина добавят «Ленте» 4-6 млрд рублей к общей выручке в 2018 году.
Материал подготовили: Илья Косарев, Ольга Емельянова, Даниил Сомов, Центр исследований потребительского рынка «RETAILER Аналитика».
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ретейла.
В текущем году планируется слияние Ашан и О’Кей,вряд ли удастся обойти Ашан
Ашан завязан с Икеа и практически не развивается в регионы — застряли только в Москве и крупнейших городах. А там потенциал развития уже буксует. В крупные агломерации городов они тормозят заходить, а Лента как раз нет — вот и результат.
Выручка это конечно хорошо, но я бы посмотрел на Ебиду..
Показатель EBITDA оказался на 11,8% выше прошлогоднего и составил 35,5 млрд руб. Чистая прибыль выросла на 18,4% до 13,3 млрд руб.