Почти год прошел с момента запуска системы "Платон". За это время на собранные с помощью системы средства был построен первый из 31 запланированного моста и отремонтировано 1000 км самых проблемных дорог в регионах. Правительство отметило успехи проекта, а лидеры логистического рынка заговорили о возможности расширения функций "Платона". Конечной целью этих обсуждений является создание единой электронной платформы для транспортной отрасли, которая будет выгодна и государству, и перевозчикам.

"Платон" прошел тест, что подтверждает статистика. В системе на сегодняшний день зарегистрировано более 764 тыс. большегрузов, владельцы большинства этих машин (87%) установили бортовые устройства, остальные оформляют маршрутные карты. Для пользователей развернута федеральная сеть обслуживания.

Собранные в дорожный фонд страны за 11 полных месяцев работы системы "Платон" более 16 млрд руб. уже сейчас расходуются на ремонт дорог и на софинансирование строительства новых автодорожных объектов в регионах. Возврат к изначально планируемому тарифу с 1,53 до 3,06 руб./км, от которого правительство воздержалось в марте, сделав очередной шаг навстречу перевозчикам, должно удвоить поступления в дорожные фонды и в 2017 году может принести бюджету до 40 млрд руб. на строительство дорог.

Одним из эффектов введения "Платона" стала легализация рынка логистики, которая заметна даже в первый год работы системы: необходимость регистрироваться и платить сбор фактически выводит с рынка большинство нелегальных и серых перевозчиков, которые не платили налогов, нарушали установленные правила грузоперевозок и эксплуатации грузовиков, составляя основную массу недовольных.

Это подтвердили представители ряда компаний-перевозчиков, которые при этом пожелали остаться неназванными, пояснив, что позитивные оценки "Платона" сегодня не в тренде, хотя в реальности многие перевозчики находят плюсы системы для своей работы. По их словам, среди недовольных водителей грузовиков совсем не было сотрудников более или менее крупных компаний и работающих разумных дальнобойщиков (именно так называли законопослушных коллег опрошенные нами перевозчики), позиция которых сводится к простому принципу: не так важен размер платы, лишь бы он для всех был одинаковым.

Таким перевозчикам "Платон" уже оказал неоценимую услугу — начал устранять с рынка недобросовестных конкурентов, которые "экономят" на налогах, работают за наличный расчет и только через посредников, отдавая им до половины заработка от заказа, которые демпингуют так, что работают в ущерб себе и всему рынку.

Законопослушные перевозчики, имеющие сложившуюся систему ценообразования на свои услуги, без значительных усилий закладывают сумму сбора в тариф на перевозку для клиентов. Это практически не влияет на экономику транспортной компании.

Прошел год, и, как показала практика, вклад в инфляцию от введения "Платона" оказался практически неощутимым, что подтверждают расчеты экспертов. Они также отмечают, что заявления о существенном влиянии на цены перевозимых товаров делают только заинтересованные стороны рынка, возможно, используя в своих интересах спекулятивный эффект, созданный во время запуска системы "Платон".

При этом эксперты ВШЭ подчеркивают, что если посмотреть на зарубежную статистику, то выясняется, что в Германии цены в результате введения точно такой же системы выросли всего на 0,1%, а в Австрии — на 1%.

В России государство предлагает максимально интегрировать "Платон" с базами данных таможенной и налоговой служб.

Первый заместитель главы Минтранса РФ Евгений Дитрих заявил, что информация от "Платона" востребована не только у чиновников транспортного министерства, но и у других ведомств. По его словам, таможенная служба хочет знать, какими маршрутами перевозятся грузы, пересекающие границу, налоговая служба интересуется тем, кто возит грузы и в каких объемах.

"Мы стали способны с помощью системы "Платон" предоставлять дополнительные услуги нашим коллегам из других ведомств",— подчеркнул Дитрих.

Информационный обмен между этими системами не только упростит документооборот перевозчиков и госорганов, но и сократит время для принятия решений, а значит, повысит эффективность законопослушных участников рынка. И, само собой разумеется, аналитическая информация из "Платона" будет крайне востребована Минтрансом и Минэкономразвития, поскольку до появления этой системы в России никто не обладал достоверными данными о движении тяжеловесных грузовиков в масштабах всей страны.

Развернув полноценную инфраструктуру крупнейшей системы взимания платы в мире, оператор "Платона" теперь задумался о том, чтобы развивать дополнительные сервисы для пользователей.

Фактически обсуждению темы возможных апгрейдов системы "Платон" были посвящены все разговоры на прошедшем в Москве международном форуме "Интеллектуальные транспортные системы". Лидеры рынка транспортно-логистических услуг обсудили необходимость создания единого электронного пространства, платформы, объединяющей разные виды грузового транспорта, частью которой может стать интеллектуальная база "Платона". По их мнению, это позволит перейти от локальных решений по автоматизации к решениям национального масштаба, охватывающим целиком отрасль.

Такой качественный прорыв снимет ограничения в области логистики для рынка и государства. Ведь инфраструктура контроля в виде рамок и автомобилей "Платона" и огромный объем уникальной статистической информации позволяют создать такую платформу управления грузовым автотранспортом, расширяемую вплоть до международного масштаба.

Пазл логистического рынка

Информация из системы "Платон" и возможные сервисы на ее основе могут стать успешным продуктом на коммерческом рынке. Прежде всего потребность есть у самих перевозчиков и логистических компаний, для которых перевозка грузов — основа бизнеса.

Участники IT-рынка, опрошенные нами, не спорят с тем, что интеграция транспортных IT-систем — необходимый и закономерный элемент их развития. Но указывают, что у РТИТС на этом поле достаточно конкурентов, которые уже не первый год прорабатывают собственные идеи по информатизации транспортного бизнеса. Однако у РТИТС уже сегодня есть готовая платформа с возможностью масштабирования, собственное ПО, а самое главное — около 800 тыс. подключенных автомобилей.

Генеральный директор компании "Национальные телематические системы" Алексей Нащекин считает, что "Платон" обязательно нужно объединить с другими системами и создать единую платформу интеллектуальной транспортной инфраструктуры, в которую могут войти и разработки его компании, например модуль радиочастотной идентификации, который представляет собой IT-систему обмена информацией между транспортными средствами и объектами инфраструктуры.

Выступая на форуме ИТС, Нащекин сказал, что "коллективными силами" такую платформу можно было бы сделать за три года, а основная задача проекта — "сделать систему не только фискальной, но и полезной, помогающей бизнесу принимать решения".

По его мнению, сейчас в России появились все предпосылки для создания подобной системы: государственная поддержка, высокий уровень развития информационных технологий и безусловная заинтересованность представителей бизнеса.

Архитектура интегрированной системы должна создаваться на базе мощной мультиотраслевой платформы с равнозначным подключением других отраслевых IT-систем.

По мнению бизнес-сообщества, рынок стремится к уменьшению количества посредников, а следовательно, и стоимости. Именно поэтому мы наблюдаем в последнее время тотальную "юберизацию" — взаимодействие продавца и покупателя напрямую.

Необходимость для железнодорожного транспорта электронной торговой площадки подтвердил и управляющий партнер компании "ИнтэлЛекс" Султан Аббасов. Он пояснил, что по структуре это должно быть единое окно для размещения заказов, а также равные и прозрачные "интерфейсы" взаимодействия с РЖД для всех отраслевых компаний.

По мнению Виктории Щербаковой-Слюсаренко, генерального директора тыловых терминалов Global Ports, единая электронная платформа в перевозочном процессе позволит решить сразу несколько глобальных задач. В первую очередь автоматизировать перегрузочные пункты и упростить систему документооборота на железной дороге, совместив ее с документооборотом на автомобильном, морском транспорте и в перспективе состыковать с таможенной электронной базой.

Это сегодня одна из основных задач, которую требуется решить для увеличения транзита и ускорения перемещения грузов. Кроме того, основная выгода от любой автоматизации — сокращение времени и экономия человеческого ресурса.

Гендиректор РТИТС Александр Советников утверждает, что система "Платон" изначально проектировалась с учетом дальнейшего развития и создана на основе "открытого кода", что позволяет обеспечить полную совместимость с IT-системами сторонних разработчиков. Какие-то услуги и сервисы РТИТС может предоставлять пользователям бесплатно, какие-то — на рыночных условиях в открытой конкуренции с другими IT-компаниями. А в тех сферах, где требуются особые знания и ресурсы, найдутся другие участники рынка, способные качественно реализовать поставленные задачи, отмечает он.

В обоих случаях эта интегрированная платформа "будет естественным, органичным продуктом рыночной среды", считает Советников, ведь определяющим элементом в ее создании будут именно потребности пользователей.

Взвешенный подход

Один из возможных вариантов использования части инфраструктуры "Платона" — интеграция с системой весогабаритного контроля Росавтодора, которую ведомство сегодня разворачивает на всей территории России.

До 2021 года на федеральных трассах планируется установить 387 автоматических пунктов весогабаритного контроля. В качестве пилотного проекта автоматические пункты весогабаритного контроля уже работают на территории Вологодской области. По итогам двух недель с момента их запуска уже удалось почти в два раза снизить процент перегруженных грузовиков, передвигающихся по федеральным трассам региона.

Рассматриваются варианты дальнейшей реализации проекта за счет средств государственного бюджета с привлечением частных инвестиций, а также в рамках государственно-частного партнерства, например при условии интеграции с инфраструктурой системы "Платон".

Как поясняет Минтранс России, развитие автоматической системы весогабаритного контроля определится по итогам проведения открытого конкурса, в ходе которого будет выбрано наиболее эффективное решение. А привлечение к реализации проекта частных инвестиций позволит даже в существующих условиях бюджетных ограничений обеспечить выполнение задачи, поставленной руководством страны, по сохранению дорог и увеличению продолжительности сроков службы покрытий.

"Наверное, было бы целесообразно использовать технические средства системы "Платон". Наша задача — создать хорошую инфраструктуру за минимальные вложения",— пояснил подход Росавтодора к решению этого вопроса руководитель ведомства Роман Старовойт.

В случае интеграции этой системы с "Платоном", который уже обладает собственной сетью автоматизированного контроля крупнотоннажных грузовиков из 481 рамки, финансовый эффект для бюджета может оказаться весьма значительным.

Александр Советников отметил, что технически интеграция двух систем возможна, но о каких-либо шагах и решениях компания сможет сказать только после того, как Минтранс огласит требования по созданию проекта.

Операторы всех плат, объединяйтесь

Еще одно направление развития "Платона", которое уже приобретает реалистичные очертания,— его использование в странах Евразийского экономического союза в качестве универсального платежного средства для автотранспорта.

4 октября в Астане ООО "РТИТС" подписало с казахстанской национальной компанией "КазАвтоЖол" (управляет главными автомагистралями Казахстана) меморандум, согласно которому стороны допускают возможность использования бортовых устройств "Платона" при создании системы взимания платы с автотранспорта в Казахстане.

По ее словам, к концу 2017 года компания планирует завершить подготовительные работы и начать взимать плату за проезд со всех грузовиков, с легковых машин — только на дорогах первой категории.

По словам Александра Советникова, платить за проезд по платным трассам в Казахстане с использованием бортовых устройств "Платона" можно будет уже с 2018 года. Аналогичные переговоры РТИТС планирует провести с властями Киргизии и Белоруссии, рассказал он. В последнем случае речь идет о перекрестном использовании бортовых устройств двух стран, так как в Белоруссии уже есть своя система взимания платы.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments