Генеральный директор ООО "РТ-Инвест Транспортные системы" (РТИТС) Александр Советников убежден, что система "Платон" способна полностью собрать грузовую логистическую мозаику в России, а заодно обеспечивать госорганы уникальной статистической информацией в онлайн-режиме.
— Контракт вашей компании с государством предусматривает, что вы ответственны только за сбор платы за проезд по федеральным дорогам с тяжелых грузовиков. Но недавно вы выступили с инициативой масштабного расширения функций системы "Платон". Чем обоснована эта инициатива?
— Это была не наша инициатива. Возможное развитие системы проговаривалось еще при подписании концессионного соглашения. У нас даже по этому поводу есть отдельные пункты в контракте — какие решения нужно использовать и как развивать систему в дальнейшем. По мере эксплуатации системы "Платон" мы столкнулись с большим спросом со стороны перевозчиков на дополнительные услуги и на использование всех возможностей системы для своей работы.
Развитие системы в этом направлении выгодно и участникам рынка, и государству. Например, информация "Платона" могла бы быть бесценной для налоговой и таможенной служб. Министерство внутренних дел могло бы получать информацию с видеокамер для поиска нарушителей правил дорожного движения. Министерство транспорта получит статистику грузоперевозок, информацию о том, куда перевозятся грузы и где точки притяжения с грузовой базой.
Кроме того, эта информация позволит, например, корректировать планы по ремонту автодорог, направляя дефицитные средства дорожного фонда на те участки, которые нуждаются в ремонте в первую очередь…
— Это польза для государства, а для участников рынка в чем она будет заключаться?
— Главным образом — в сокращении затрат. Причем и грузоотправителей, и грузополучателей. У нас 87% российских 12-тонников (грузовиков массой свыше 12 тонн) оснащены бортовыми устройствами, которые они получают в безвозмездное пользование. Раз они уже имеют бортовые устройства, то им можно предложить, например, услугу "умное страхование". Полмиллиона автомобилей, подключенных к системе, сразу смогут воспользоваться этой услугой.
Сейчас мы прорабатываем вопрос со страховыми компаниями: они должны просчитать проект, мы подкорректируем под них программный комплекс, в итоге компании смогут предложить рынку новый продукт. Внедрение сервиса будет означать снижение цены страхования: потенциальный размер экономии для всех перевозчиков может составить до 5 млрд руб.
Допустим, сейчас перевозчик платит условные 100 руб. за полис каско. Страховая компания, посмотрев статистику автомобиля в нашей системе, видит, что он ездит без нарушений правил и инцидентов. Она продает ему страховку за 90 руб., а с этой суммы платит нам агентскую комиссию, предположим, рубль. Наши вложения по доработке программного обеспечения возвращаются из этого рубля, а перевозчик с бортовым устройством системы "Платон" получит реальную выгоду при покупке полиса.
— А перевозчикам дополнительные платные услуги вы собираетесь предоставлять?
— Платной для пользователя может быть услуга мониторинга транспортных средств — это еще один сервис, который востребован рынком. Да, в некоторых компаниях уже стоит аналогичная система, позволяющая отслеживать расход топлива и местоположение автомобиля. Но мы можем обеспечить такую услугу в разы дешевле, чем в сторонних компаниях.
— У "Платона" есть конкуренты на этом поле? Например, государственная автоматизированная информационная система ЭРА-ГЛОНАСС?
— У ЭРА-ГЛОНАСС другая основная задача — безопасность, спасение жизней. При этом у них нет контрольной инфраструктуры на дорогах. Дополнительные сервисы системы — это всего лишь часть задач "Платона". А для России важно успешно конкурировать на международном рынке перевозок, обеспечить удобную связь Европы и Азии. И государственная система "Платон" может помочь в решении данной задачи в части автомобильных перевозок.
Мы увидели большой интерес и высокую степень готовности участников рынка к созданию единой платформы интеллектуальной транспортной инфраструктуры. Она позволит привлечь в страну дополнительные грузопотоки, что, в свою очередь, увеличит прибыль отечественных компаний-перевозчиков.
— Планируется ли расширение географии вашей деятельности на Таможенный союз?
— Да, мы уже подписали меморандум о взаимодействии с управляющей компанией казахстанских автомобильных дорог "КазАвтоЖол", ведем переговоры с Киргизией и Белоруссией. Для нас главной задачей является унификация национальных систем взимания платы, для того чтобы перевозчик при пересечении границ не нес дополнительных затрат и избегал лишних задержек по времени. В Европе, например, только недавно Германия с Австрией смогли подписать соглашение о взаимодействии систем.