Производители и торговые сети обсуждают последствия увеличения размера штрафов за торговлю некачественным товаром

Штрафы для предпринимателей, торгующих некачественными товарами, могут вырасти больше чем в десять раз и составить 400-700 тыс. руб. Такие поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) планируется рассмотреть в Госдуме на этой неделе. Авторы законопроекта считают, что ужесточение санкций просто необходимо. В качестве доказательства они приводят данные Роспотребнадзора, согласно которым около 50% реализуемых в стране товаров не соответствуют нормам безопасности и качества.

В пояснительной записке к проекту закона говорится, что размер действующих в настоящее время штрафов «ничтожен и не может стать сдерживающим фактором для продавцов, получающих сверхприбыли от продажи просроченных и опасных для жизни и здоровья товаров».

Напомним, что штрафы за продажу некачественных товаров уже повышались летом прошлого года. Сегодня физическое лицо за продажу некачественных товаров может быть оштрафовано максимум на 2,5 тыс. руб., юридическое лицо — на 50 тыс. руб. Причем по максимуму продавцов штрафуют только в том случае, если обнаружено повторное нарушение в течение года; для тех же, кто нарушил закон впервые, штраф значительно ниже.

Авторы законопроекта предлагают поднять штрафы для недобросовестных продавцов-граждан до 3-4 тыс. руб., для юридических лиц — до 200-300 тыс. руб. Если продажа некачественных товаров и услуг создает опасность для жизни и здоровья людей, то наказание может быть еще строже: физических лиц предлагается штрафовать на 4-5 тыс. руб., юридических — на 400-700 тыс. руб.

Авторы ссылаются на международный опыт. По их словам, в Германии средний штраф за реализацию просроченной продукции достигает 20 тыс. евро (то есть около 800 тыс. руб.). А в отдельных случаях недобросовестные европейские продавцы могут заплатить и несколько сотен тысяч евро.

Кроме того, в ЕС недобросовестные предприниматели, если будет обнаружен факт продажи недоброкачественной продукции, рискуют потерять бизнес. Если в магазине найдут просроченный товар, торговую точку закроют. А ее владельцу запретят впредь продавать продукты питания.

Деловой еженедельник «где Деньги» спросил у директоров казанских производств и представителей российских торговых сетей, как такое увеличение штрафов за торговлю некачественным товаром повлияет на бизнес-климат в стране.

1. Какими, на ваш взгляд, могут быть последствия увеличения штрафов за продажу некачественных товаров больше чем в 10 раз?
2. По вашим оценкам, есть ли у бизнеса деньги, чтобы производить высококачественные товары?
3. Есть ли у торговых сетей деньги, чтобы гарантировать продажу качественного товара?
4. Имеются ли у потребителей деньги, чтобы покупать высококачественные, но дорогие товары?
5. Нужны ли поправки в действующий КоАП, и если да, то каким, по вашему мнению, должно быть регулирование?

Виктор Денисенко
директор по вопросам налогообложения и права «Медиа-Сатурн Россия» (сеть «Медиа Маркт»)

1. Я думаю, что эта поправка может в большей степени затронуть представителей малого и среднего бизнеса. Как бы там ни было, крупный бизнес имеет серьезные механизмы контроля качества. Конечно, и в крупных сетях есть случаи продажи некачественных товаров, но реже, чем в мелких магазинах, где могут продавать более дешевый товар низкого качества в расчете на скорую прибыль. Представляется, что поправки в основном затронут продуктовый ритейл. Мой опыт показывает, что к продавцам бытовой техники и электроники данный состав КоАП РФ применяется не часто.
2. Как потребитель я считаю, что не должно быть другой альтернативы — товар всегда должен соответствовать необходимым стандартам качества.
3. Любая сеть, которая выставляет товары на полку, должна предпринять все меры для продажи качественного товара.
4. Потребитель сегодня отходит от того, чтобы покупать дешевый, но некачественный товар. Стараются найти золотую середину. К тому же исключительно по цене в настоящее время уже невозможно конкурировать, потому что потребитель сегодня ищет товар более высокого качества за разумные деньги.
5. Вопрос, скорее, не в размере штрафа, а в том, какой будет правоприменительная практика. Если создастся прозрачный и четкий механизм привлечения к ответственности, то даже большой штраф — неплохо, это должно привести к тому, что с полок исчезнут некачественные товары.

Мунир Гафиятуллин
генеральный директор «СКАТ»

1. Некачественные продукты питания опасны для жизни. Похожая ситуация со сложнотехническими товарами, продавцом которых я как раз и являюсь (скутера, мотоциклы, квадроциклы). Если такой продукт некачественный, человек может получить увечье. И никто из предпринимателей не застрахован от продаж некачественной техники. Мы сами не производим эту технику, а привозим ее из различных стран, в том числе из Китая. Получается, что поставщиков товаров наказать невозможно, а отвечать по закону будет тот, кто продал некачественный товар. Таким образом, государство заставляет продавцов ужесточать входной контроль за товарами — а это дополнительные расходы, которые отразятся на розничных ценах, как любое увеличение накладных расходов.
Несмотря на это я и как потребитель, и как предприниматель, за то, чтобы ужесточить требования к качеству товара. И хорошо, если с рынка уйдут компании, которые не смогут обеспечить соответствующее качество продукции. 70-80% продаваемых в нашей сети товаров отечественного производства. Мы не боимся роста ответственности, ведь она будет делиться с производителями.
2. К сожалению, так получается, что все, что мы ни производим в России, очень дорогое. Во-первых, потому что у нас дорогие энергоносители. Во-вторых, у нас очень дорогие кредитные ресурсы. Сегодня заработать деньги на производство качественного товара очень сложно. Например, одно из направлений «СКАТ» — производство пенобетона, но сегодня нам пришлось его приостановить, потому что цена цемента стала выше 4 тыс. руб. за тонну. А на рынке стоимость пенобетонных блоков — 3,1 тыс. руб. за куб. Если мы будем закупать цемент за 4 тыс. руб., наша продукция станет неконкурентоспособной. Будем ждать, пока стоимость цемента не упадет. Аналогичная ситуация и в других отраслях экономики. Сегодня разговаривал с руководством завода «Русская механика», который поставляет нам квадроциклы и снегоходы. У них тоже много проблем: брать кредиты под 17-20% невыгодно, потому что производство — долгий процесс: заказать сырье, комплектующие, пока их завезут, пока произведешь сборку… А время идет и банковские проценты каждый день «щелкают». В итоге получается высокая себестоимость продукции, сходная с импортной.
3. Мы занимаемся и производством, и торговлей, и, как бы я ни считал, доходность в торговле все-таки выше.
4. К сожалению, народ у нас старается брать продукцию как можно дешевле, не задумается о санитарных качествах, например, той же одежды. За рубежом к этому относятся внимательнее: одежда должна соответствовать стилю, моде, санитарным нормам. У нас пока культура потребления не очень высокая: только небольшая часть населения обращает на это серьезное внимание, а большинство идут на базар и покупают там «адидас», не задумываясь о том, из какого материала и где он произведен. Хотя все прекрасно понимают, что спортивный костюм «адидас» за 200 руб. не купишь, потому что это брендовый товар, в себестоимость которого входят расходы на рекламу.
5. Я призываю более осторожно подходить к увеличению размеров штрафа и считаю, что они не должны ощутимо сказываться на работе предприятия, не должны его до конца разрушать. Если говорить о малых предприятиях, штраф даже в 1 млн руб. их убьет. Вообще было бы правильнее сначала сделать предупреждение предпринимателю, сказать: «У вас продукция некачественная, если вы завтра не исправите ситуацию, у вас будут очень большие проблемы». Это грамотный и человечный подход, который не вызовет социальной напряженности. Потому что если обанкротится какое-то предприятие от большого штрафа, то многие люди потеряют работу.
Можно даже не только предупреждения делать, а собирать коллектив предприятия и объяснять им, что они продают и производят некачественный товар — это своеобразный общественный контроль. И тогда даже люди, которые стоят у станка, задумаются, есть ли у них резон и дальше производить некачественный товар, если завтра они могут остаться без работы и если этот товар влияет на здоровье людей.

Артур Мустаев
генеральный директор «АЛТЫН ТАЛ», председатель Комитета по сувенирной продукции и товарам народных художественных промыслов при ТПП РТ

1. Если примут такую поправку, торговые сети будут делать ставку на более качественный товар, который, конечно, дороже. Что касается производств, то на них будут вводиться определенные нормы качества, контроля. Это тоже приведет к удорожанию продукции. От этой поправки выиграет в первую очередь добросовестный производитель и продавец. А недобросовестный, который демпингует и продает под видом хорошего товара некачественную продукцию, будет вынужден либо уйти с рынка, либо улучшать производство, контролировать поставки.
2. У тех, кто уже работает на рынке, такая возможность есть — им нужно будет подтянуться, у них увеличится ответственность. Тот же, кто только заходит на рынок, с ходу начать производить высококачественный товар не сможет. Потому что качество достигается методом проб и ошибок.
3. Торговые сети будут вынуждены внимательно относиться к своим поставщикам и не брать дешевый товар. Выиграет клиент. Ведь сегодня у нас в магазинах продается огромное количество просроченных продуктов: консервы, молоко. Отмечу, что продавцы зарабатывают даже больше, чем производители.
4. К сожалению, зачастую покупатели мало внимания обращают на качество товара. Например, у строителей есть смета, они хотят заработать дополнительно и покупают дешевый материал. Если поправку примут, то таких возможностей будет меньше.
5. Я считаю, что должна быть градация. Если производитель расширил штат, купил офис, то один раз, может быть, он и выдержит штраф, а второй раз это его может убить. Это невыгодно государству — компания не заплатит много налогов, не будет рабочих мест. Поэтому должна быть привязка размера штрафа к обороту, к численности работников предприятия, к опыту работы на рынке. Нельзя одинаково штрафовать на 400 тыс. руб. и крупную торговую сеть, и небольшой магазин.
Эта поправка — хорошая идея. Но в первую очередь нужно создать предпринимателям хорошие условия для работы, а потом уже требовать хорошего качества. Дайте хорошие налоги, инфраструктуру, цены на энергоресурсы, а потом требуйте по максимуму. Организовать производство очень сложно, нужно создать инфраструктуру, нанять сотрудников, добиться хорошего качества. Например, мы производим мебель и брусчатку: штат в 50-60 человек на мебельном производстве обеспечивает оборот меньше, чем на производстве брусчатки 3-4 человека.

Фарид Сафин
президент компании «Ваш быт»

1. Некачественный товар на рынках и в магазинах — это просто безобразие, и за это, я считаю, допустимо самое суровое наказание. Если произойдет ужесточение наказания, то граждане нашей страны будут спокойнее покупать товар и в магазинах, и в аптеках. Здоровье человека нельзя ставить под удар.
Товар низкого качества в основном подделывается под тот ассортимент, который пользуется спросом. А это чаще всего хороший товар, который имеет определенную марку, имя. Низкокачественный товар продается чуть дешевле, но незначительно.
Конечно, если какой-то монополист завоевал рынок и один на всем рынке продает качественный товар, то он может диктовать дорогие цены, но в конце концов рынок выправит ситуацию. Все равно появятся новые производители, которые, возможно, будут производить немного другой, но не менее качественный товар.
2. Если есть спрос, бизнес всегда найдет деньги. У нас в стране много предпринимателей, которые готовы и находить, и вкладывать деньги в производство. Тем более, есть различные программы поддержки производителей. Главное, чтобы не мешали предпринимателю организовывать это производство, тогда будут вкладываться средства в развитие.
3. Если торговая сеть серьезно подходит к работе, то она будет отслеживать и качество поставок, и обеспечивать постпродажное обслуживание. Например, когда мы 5-6 лет назад разрабатывали свою стратегию, то с самого начала решили создать свой сервисный центр, который поддерживает постоянные контакты с производителем и специализируется на отслеживании качества, начиная с момента приемки товара. Да, содержание специалистов, помещения, оборудования для устранения неполадок — это дополнительные расходы, но мы на это сознательно пошли, потому что для нас важнее доверие покупателя.
Я думаю, что многие торговые сети смогут найти средства на то, чтобы осуществить что-то подобное.
4. В последние годы покупатель стал более разборчив и старается брать товары хорошего качества. Пример — продуктовый ритейлер «Бахетле»: можно зайти в любое время в любой магазин этой сети, и там постоянно много покупателей, несмотря на то, что цены на многие виды товаров намного дороже, чем в дискаунтерах. Однако выбор делается в пользу «Бахетле», потому что там и качество, и выбор лучше.
5. Надо определить категории товаров в зависимости от рисков, которые несет покупатель, и в соответствии с ними установить размеры штрафов. Если низкое качество товара не несет никакого ущерба для здоровья, для морального состояния человека, для окружающей среды, то это нестрашно. Например, человек купил цветы, а они на следующий день завяли. Обидно, но он мог купить цветы подороже и посвежее, он сам сделал выбор. Это не тот случай, когда нужно выписывать большие штрафы.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments