Вчера сеть продуктовых магазинов «Пятерочка» озвучила данные о динамике сопоставимой выручки за первый месяц текущего года. Из них следует, что выручка компании растет главным образом за счет московских магазинов, в то время как в «родных» для сети питерских магазинах по-прежнему отмечается сокращение среднего числа посетителей, что в свою очередь негативно отражается на доходах. Эксперты отмечают, что проблемы «Пятерочки» в Санкт-Петербурге вызваны просчетами в стратегии развития дискунтера, устаревшими питерскими магазинами, а также растущей конкуренцией со стороны агрессивных московских сетевиков. В самой компании говорят, что намерены исправлять ситуацию, работая над имиджем своих петербургских магазинов.
«Пятерочка» – одна из крупнейших российских сетей универсамов эконом-класса. Общее количество магазинов сети на 31 декабря 2005 г. составляло 751, из них 161 в Москве и 165 в Петербурге. 425 точек работает по франчайзингу. В первом полугодии 2005 г. продажи «Пятерочки» вместе с гипермаркетами «Карусель» превысили 1 млрд 33 млн долл. Показатель EBITDA достиг 11,9% (в первом полугодии 2004 г. он был на уровне 9,7%). В мае 2005 г. контролирующая компанию нидерландская Pyaterochka Holding N.V. разместила на Лондонской бирже 46 млн GDR (30% уставного капитала) по 13 долл. за штуку. В результате было выручено 598 млн долл., и капитализация компании достигла 2 млрд долл. Декабрь ушедшего года ознаменовался для акционеров «Пятерочки» неприятным событием: ее руководство объявило о значительном снижении прогноза по годовой выручке – с 1,6 до 1,3-1,4 млрд долл., после чего GDR Pyaterochka в Лондоне подешевели за день более чем на треть. Однако в середине декабря «Пятерочка» все же довольно успешно разместила облигации на 3 млрд руб. – под 9,3% годовых.
В основных регионах деятельности – Москве и Санкт-Петербурге – сопоставимая выручка компании в январе 2006 г. выросла на 5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Средняя сумма чека увеличилась на 11%, однако произошло сокращение среднего числа посетителей на 5%. Выручка магазинов в Москве росла более высокими темпами, увеличившись на 16% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (средняя сумма чека в столице выросла на 14% при снижении среднего числа посетителей на 2%). «Пятерочка» объясняет опережающие темпы роста компании в Москве успехом программы развития магазинов, нацеленной на улучшение имиджа торговых точек, а также программы специальных предложений для клиентов, запущенной в июне прошлого года. В Северной же столице компания по-прежнему испытывает проблемы – сопоставимая выручка снизилась на 5%.
Аналитики отмечают, что одной из причин, по которым «Пятерочка» теряет часть покупателей в Питере, как раз является тот факт, что местный рынок является «родным» для дискаунтера. «Сеть там была дольше, чем в других регионах, поэтому все ее питерские магазины успели заметно устареть, – сказал RBC daily аналитик ИГ «АТОН» Алексей Языков. – Магазины «Пятерочки» обычно располагаются в «спальных» районах. Как только там открывается другой магазин, неважно, схожего или нет формата, то неизбежно часть людей пойдет в новое место. В Петербурге это лучше заметно, потому что этот город компактней, чем Москва». Директор по финансовому консалтингу и корпоративным финансам компании BDO Unicon Наталья Одинцова отмечает, что снижение показателей «Пятерочки» в Петербурге отчасти может быть связано с экспансией московских ритейлеров. «Надо иметь в виду, что покупательская способность в Питере несколько ниже, чем в Москве, а с усилением конкуренции возможно снижение продаж у питерских компаний», – заявила г-жа Одинцова RBC daily.
Кроме внешних факторов снижения покупательского потока в питерских магазинах «Пятерочки», специалисты говорят и о внутренних причинах такой динамики. По словам аналитика ИК «Антанта Капитал» Юлии Кнунянц, компания сосредоточилась на бурном развитии, открытии новых магазинов, потеряв при этом контроль над работой уже существующих. Кроме того, по ее мнению, надо учесть, что у покупателей изменились предпочтения. «Формат «Пятерочки» с минимальным сервисом и ограниченным набором товаров становится менее популярным. Доходы населения растут, соответственно, люди готовы платить больше, но и качество предоставляемых услуг ожидается выше», – сказала RBC daily г-жа Кнунянц. То же самое отмечает и директор отдела стратегического планирования РА Instinct Сергей Владимиров. «В Питере другая стадия созревания потребительской базы, нежели в Москве. Кто готов платить больше – идет в магазины выше уровнем. А у кого с деньгами тяжело, закупается в обычных магазинах типа «продмаг на углу», которые доминируют в питерской рознице», – заявил г-н Владимиров RBC daily.
В самой «Пятерочке» RBC daily сообщили, что для улучшения положения дел в Санкт-Петербурге компания будет внедрять там программу развития магазинов, которая действует в Москве с конца осени прошлого года. «В частности, мы продолжим работу по рестайлингу магазинов. Как показала практика, операционные показатели в обновленных магазинах увеличились в Москве на 10%, а в Санкт-Петербурге – на 5%, – сообщил RBC daily управляющий сетью «Пятерочка» Олег Высоцкий. – Кроме того, мы пересмотрим ассортимент, увеличив количество товарных позиций с 3000 до 4500, введем товары более высокого класса, повысим долю нон-фуд (непродовольственные товары, – RBC daily), продолжим дальнейшую централизацию поставок и наращивание доли поставок из распределительных центров компании в магазины».