За 25 дней января потребительские цены выросли на 1,7%, сообщил Росстат, лишь на 0,3 п. п. меньше, чем за тот же период 2009 г. Причем замедление произошло только на третьей неделе, а за первые две рост был точно таким же, как годом ранее. Январь — традиционно самый инфляционный месяц в году: сказываются индексация тарифов ЖКХ, сезонное удорожание овощей, фруктов и базовых товаров. Всплеска в январе 2010 г. тоже ожидали, но не такой силы, ведь с лета рост цен замедлялся. Базовый индекс (примерно 80% всей потребительской корзины) перед Новым годом был вдвое ниже, чем годом ранее. Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев ожидал роста цен в январе до 1,4-1,5% — на треть слабее января-2009 (2,4%), экономисты прогнозировали 1,4-1,7%.

Так оно и могло быть, если бы не повышение акцизов на водку и пиво, подсчитал Максим Петроневич из Центра развития. Акциз на спирт повышен на 9,5%, что с учетом доли акциза в цене водки (36%) делает ее дороже на 4%, пивной акциз повышен втрое, его доля в цене — 6% — увеличила ее на 13%, рассчитал Петроневич. Почти вдвое меньшая индексация тарифов ЖКХ (на 7-8% против почти 15%) снижает инфляцию в сравнении с январем 2009 г. на 0,6 п. п. Но почти столько же — 0,5 п. п. — добавил алкоголь, подсчитал Петроневич. В январе-2009 алкоголь подорожал на 0,9%, ускорив инфляцию лишь на 0,05 п. п.

Ритейлеры существенно подняли цены на алкоголь, подтверждает Александра Мельникова из ING, отслеживающая рост цен на товары в шести торговых сетях. С сентября по середину января корзина из 16 товаров подорожала в среднем на 15%, а пиво и водка — на 25%. В некоторых магазинах рост цен на премиальную водку превысил 50%, говорит Мельникова. С мая по сентябрь «корзина ING» подешевела на 6%.

Цены на пиво стали повышаться поэтапно с осени, как только стало известно о росте акцизов с нового года, говорит представитель российского подразделения SАBMiller Кирилл Болматов: «Это продолжится до середины весны». По его словам, общий рост цен на пиво составит 5-6 руб. за литр.

«Закупочные цены на пиво выросли на 11-12%. Мы наценки не увеличивали», — уверяет Дмитрий Потапенко, франчайзи «Копейки» и совладелец сети «Гастрономчикъ». На водку, по его словам, цены выросли до 14% в основном из-за повышения минимальной цены (89 руб. за 0,5 л).

Почти вдвое быстрее, чем год назад, дорожали овощи и фрукты. По Росстату, к 25 января цены на них выросли на 6,7% против 4,7% за весь январь 2009 г. Но доля плодоовощной продукции в потребительской корзине россиян, по которой Росстат считает инфляцию, почти в 1,5 раза меньше, чем алкоголя.

Так что инфляция ускорилась лишь на 0,2 п. п., подсчитал Петроневич. За два года плодоовощная продукция в России подорожала на 20%, а индекс мировых биржевых цен на аграрное сырье — на 26%, говорит его коллега Оксана Осипова: «Возможно, ускорение роста цен на эти товары — просто выравнивание». Зимой цены на продовольствие во многом формируются импортом, добавляет она, а слабевший в конце года рубль мог повлиять на стоимость контрактов.

«Алкогольно-овощная» инфляция — это временно, уверен Петроневич. Акцизы уже отыграли свое — по Росстату, водка за последнюю неделю подорожала на 0,4% против 1,5% в начале месяца. Рост цен на овощи и фрукты — явление сезонное, добавляет Петроневич. Несмотря на внезапное ускорение роста цен в январе, уже в феврале инфляция будет менее 1%, ждет Улюкаев. До лета рост цен будет замедляться, согласен Владимир Тихомиров из «Уралсиба», а потом ускорится из-за роста мировой инфляции: уже в декабре 2009 г. почти во всех крупных экономиках дефляционный эффект сошел на нет.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments