Накануне рассмотрения Госдумой "акцизных" поправок в Налоговый кодекс, грозящих пивоварам увеличением ставки в три раза, председатель совета Российского союза пивоваров Даниил Бриман заявил об отсутствии внимания госрегуляторов к реализации крепкого алкоголя. По данным Союза, практически во всех торговых сетях представлена водка по цене ниже себестоимости, что свидетельствует о ее теневом происхождении. Ритейлеры наличие на своих полках дешевой водки объясняют гибкой маркетинговой политикой.
Вчера на круглом столе, посвященном инициативе Минфина резко увеличить ставку акцизов на пиво, Российский союз пивоваров (РСП) распространил материалы с примерами продажи водки по ценам ниже минимальной — а минимальная розничная цена легальной водки, по расчетам РСП, равна 80 рублям. В представленных РСП материалах перечислены адреса магазинов и их названия, название и цена водки. Например, в "Дикси" минимальная цена на водку "Пшеничная", по данным РСП, составляет 59 рублей, в Metro Cash&Carry "Савинская мягкая" по 42,28 рубле й, в универсаме "Патэрсон" "Славянское застолье классическая" по 59,99 рублей, в "О’Кей" водка "Зерновая" — 59,9 рублей. Председатель совета РСП Даниил Бриман полагает, что, имея формальные доказательства легальности продукции в виде документов, торговые сети реализуют водку по цене, свидетельствующей о контрафактном происхождении. РСП также предлагает торговым сетям договориться о том, чтобы не продавать водку по цене ниже себестоимости. "Ценовая политика у всех легальных производителей алкогольной продукции сейчас должна быть одна: не продавать водку по цене, ниже которой, после уплаты всех налогов, она стоить не может. В России такой порог давно определен и составляет 85 рублей за бутылку объемом 0,5 литра", — солидарен с пивоварами директор по продажам компании Nemiroff в России Виталий Варижкин.
Однако представления о розничных ценах на водку в ритейле и алкогольной отраслях не сходятся. Низкие цены на водку ритейлеры объясняют гибкой маркетинговой стратегией. По словам представителя Metro Cash&Carry Оксаны Токаревой, низкая розничная цена на некоторые виды продукции — результат того, что "торговая сеть может позволить себе инвестировать в привлекательность товаров для покупателей, перераспределяя денежные потоки". "Относительно себестоимости алкоголя существует много мнений, и не всегда производители водки заявляют ту цену, которая реально соответствует себестоимости. В наших же интересах работать в правовом русле", — считает госпожа Токарева. Директор по маркетингу "Дикси Групп" Евгений Колывагин пояснил, что понятия ценообразования и себестоимости продаваемых товаров никак между собой не связаны. "Наше ценообразование построено на основе предложения своим покупателям минимальных цен на рынке. Причем в алкоголе мы не стремимся демпинговать, а только повторяем уже минимально сложившиеся цены". Генеральный директор ЗАО "Дикси Петербург" Андрей Нор-Аревян подтвердил, что 2 сентября водка "Пшеничная" в магазинах "Дикси" действительно стоила 59,9 рублей и выразил готовность предоставить все необходимые документы для подтверждения легальности продаваемой вино-водочной продукции на полках магазинов "Дикси" в Санкт-Петербурге. Юридический департамент "Дикси Групп" слова пивоваров прокомментировал так: "Данное утверждение может быть квалифицировано как порочащее честь, достоинство и деловую репутацию компании. Подобные заявления вправе делать только Федеральная антимонопольная служба на основании и по итогам проведения соответствующих проверок".
Генеральный директор Северо-Западного филиала X5 Retail Group Александр Павлов также заявил, что продаваемый сетями группы товар обладает всеми документами и соответствующим внешним видом, а также проходит все экспертизы.
Обострение полемики между производителями алкоголя именно сейчас не случайно. Как говорится в аналитической справке Российского союза пивоваров, текущая акцизная политика "стимулирует население к потреблению более крепкого алкоголя". На этой неделе в правительстве должно состояться совещание, на котором представители профильных ведомств обсудят инициативу Минфина о внесении изменений в Налоговой кодекс в части, касающейся увеличения акцизных ставок на алкогольную продукцию и топливо. После внесения поправок во вторую часть Налогового кодекса акцизы на пиво в 2011 году могут быть увеличены на 300%. Поправки должны быть рассмотрены Госдумой до конца осени.