В прошлом году Россия стала уникальной страной, увеличив акцизы на пиво сразу на 200%. Таким образом, был создан прецедент, уникальный с точки зрения европейского опыта регулирования частного бизнеса. Мы решили выяснить, почему акцизы на пиво растут быстрее, чем на водку, и чем это грозит отрасли.

За что его так?

В 2009 году, в разгар кризиса, никто не верил, что государство решится на такое — увеличить акцизы на пиво на 200%. Однако с 1 января 2010 года с каждого литра пива в бюджет стало уходить 9 рублей — ровно втрое больше прежнего, а в целом акцизные поступления в бюджет от пива впервые за всю историю в 2010 году превысили аналогичные поступления от крепкого алкоголя — 81,98 млрд руб. против 66 млрд руб.

Трехкратное увеличение акциза в России являлось беспрецедентным в мировой практике. В кризисный год правительства многих стран, наоборот, стремились снизить налоговую и регулятивную нагрузку на бизнес, дав таким образом компаниям возможность приспособиться к новым реалиям. В России же именно в это время решили поправить дефицит бюджета за счет пивных акцизов.

Казалось бы, вполне понятно, почему обратили внимание на акцизы: чем выше акциз, тем дороже алкоголь и, соответственно, тем меньше пьют. В условиях провозглашенного курса на борьбу с алкоголизацией населения такое резкое увеличение акцизов на первый взгляд отвечало национальным интересам.

Но почему акцизы увеличили в три раза только для пива, а на водку всего на 10%? Ведь пиво, что бы там ни пытались говорить о пивном алкоголизме, гораздо менее виновато в алкоголизации населения, нежели водка и другие крепкие алкогольные напитки. Почему бы тогда не начать борьбу с дешевых горячительных напитков, которые и потребляют сильно пьющие "социально незащищенные" граждане?

За что боролись

И все-таки почему начали резкое повышение акцизов именно с пива? Экономика решения была простой. Власти объясняли, что российский акциз на пиво был много ниже среднеевропейского. С этим сложно поспорить, если, конечно, не принимать во внимание тот факт, что среднедушевой доход в России по-прежнему в среднем в 2 — 2,5 раза ниже, чем в Европе.

Основная проблема — изменившееся соотношение акцизной нагрузки в литрах чистого спирта на водку и пиво. В результате диспропорционального увеличения акцизов — 200% на пиво и 10% на водку — российские пивные акцизы действительно достигли среднеевропейского уровня, но при этом акцизы на крепкий алкоголь остались на одном из самых низких уровней в мире. Как следствие, ценовая доступность крепкого алкоголя по сравнению с пивом существенно увеличилась.

Если обратиться к зарубежному опыту, то во всем мире существует разница в акцизной нагрузке на крепкие и слабые алкогольные напитки. Чем крепче алкоголь, тем выше на него акциз. Это базовый принцип регулирования доступности алкоголя.

В России же происходит обратная тенденция. По расчетам экспертов компании ФБК, за последние 20 лет доступность пива для российских граждан снизилась на 8%, а вот доступность водки выросла в пять (!) раз.

Если посмотреть на вопрос с точки зрения структуры потребления алкоголя, то Россия и здесь оказывается уникальной. В большинстве европейских стран на крепкий алкоголь (в литрах чистого спирта) приходится порядка 20-30% потребления, а на пиво и вино — 60-80%. В России картина прямо противоположная. По данным Росстата и Euromonitor, в 2010 году в литрах чистого спирта на водку приходилось 68% потребления всего алкоголя, а на пиво — 22%. Можно предположить, что в условиях роста акцизов на пиво темпами, значительно опережающими рост акцизов на водку, Россия еще надолго рискует остаться "водочной" страной.

"В пивных странах акциз на пиво мягче, в странах Скандинавии высокие акцизы на весь алкоголь, а французы просто пьют другой продукт",— объясняет разницу заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Илья Соколов.

Но ни в одной европейской стране нет такого, чтобы акциз на пиво в пересчете на чистый спирт был почти равен акцизу на водку: здесь среднее соотношение 1:3. Политика ясна: даже в активно ведущих антиалкогольную политику Дании и Швеции понимают, что оторвать граждан от крепких напитков лимонадом вряд ли получится. Поэтому пиво в этих странах имеет некоторые послабления по сравнению с крепким алкоголем, в том числе и в плане акцизной нагрузки.

Примерно такой же политики придерживалось ранее и российское правительство. Результатом стал стремительный рост отрасли: за 15 лет пивоваренная промышленность превратилась в один из самых привлекательных секторов российского рынка, в отрасль пришли иностранные инвестиции и международные концерны с вековыми традициями пивоварения. Прилавки магазинов быстро заполнились пивом на любой вкус и кошелек, а российские граждане перестали считать этот пенный напиток низкокачественной "запивкой" водки.


Простая политика

Непредсказуемый и шоковый 200-процентный рост акцизов на пиво в 2010 году был крайне болезненно воспринят пивоваренными компаниями, вложившими в российскую пивоваренную индустрию многомиллиардные инвестиции. Немудрено, что на этом фоне появились различные конспирологические теории: то ли государство решило "все отнять" у иностранных инвесторов, поэтому душит их акцизом, то ли власти не решились трогать ликероводочную промышленность, ключевые позиции в которой занимают близкие к ней бизнесмены, поэтому пивовары отдуваются и "за того парня".

По мнению Ильи Соколова, все гораздо примитивнее: российские власти ничего не стимулировали, да и в прежней своей политике вовсе не преследовали какие-то антиалкогольные цели. "Раньше пивоваренной отрасли просто не мешали, а повышение акцизов в 2010 году — мера чисто фискальная,— уверен эксперт.— Почему удар пришелся именно на пиво? У крепкого алкоголя сильное лобби, но дело не только в этом. Собираемость акцизов в пивной отрасли — 97%. Тогда как в секторе крепкого алкоголя теневой сегмент и сегодня оценивается в среднем в 40-45%. Пивоваренная промышленность представлена в основном иностранными компаниями с прозрачным бизнесом — они "третью смену" организовывать не будут. Поэтому власти рассуждали просто: если здесь акциз можно собрать и есть потенциал повышения, почему бы не повысить? Вот и вся политика".

Как стало недавно известно, дальнейшие планы повышения акцизов на алкоголь будут скорректированы в меньшую сторону. Однако это означает не столько облегчение для пивоваров, сколько еще больший разрыв между фискальной нагрузкой на пиво и водку. Крепкий алкоголь избежал взрывного роста акциза, соответствующие планы Минфина не находят поддержки в правительстве.

К чему это может привести? К дальнейшему доминированию водки в общем потреблении, к дальнейшей алкоголизации малообеспеченных слоев населения. Ведь выбор, что купить — дорогое "слабенькое" пиво или дешевую водку, которая "берет", будет очевиден. Стоит ли наполнять бюджет такой ценой?

Илья Соколов признает, что "по уму" давить акцизами нужно было, конечно, крепкий алкоголь, а пиву дать возможность заместить его — тогда динамика снижения алкоголизации населения была бы лучше.

   
Наполнение бюджета

С 1 января 2010 года с каждого литра пива в бюджет уходит 9 рублей.
Средняя цена 1 литра пива — 25-30 рублей
Акцизы выросли в 3 раза по сравнению с 2009 годом.
В 2010 году поступления от пива в бюджет составили 81,98 млрд руб.
С 1 января 2010 года с каждого литра водки в бюджет поступает 42 рубля.
Средняя цена 1 литра водки — 180-300 рублей
Акцизы выросли на 10% по сравнению с 2009 годом.
В 2010 году поступления от крепкого алкоголя в бюджет составили 66 млрд руб.

0 0 vote
Article Rating
Телега.-Контент
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments