В течение почти двадцати лет ведущие немецкие пивные концерны регулярно согласовывали каждое повышение цен на свою продукцию, вынуждая тем самым пойти на аналогичный шаг и десятки мелких производителей. Об этом сообщил мюнхенский журнал Focus со ссылкой на готовящийся специальный доклад антимонопольного ведомства ФРГ. Скандал вокруг картельного сговора производителей разгорается на фоне падения потребления пива в Германии.
Публикация в Focus — первая подробная информация о ходе расследования Федерального антимонопольного ведомства в отношении 11 крупных производителей пива. Чиновники считают, что речь идет о ценовом сговоре на бутылочное и бочковое пиво в период с 2006 по 2008 год. По данным Focus, директор по сбыту компании Veltins Фолькер Куль еще на допросе 31 января этого года рассказал о технологии согласования крупными концернами повышений цен на пиво. По словам топ-менеджера, представители ведущих брендов обсуждали эту тему или просто по телефону, или же проводили с этой целью совместное совещание по какому-либо вроде бы второстепенному вопросу. Для отвода глаз на повестку дня выносилась, скажем, тема новых видов упаковки или залоговой цены на пивные бочки. Затем крупные производители информировали о своих решениях средние и мелкие фирмы. "В результате цена на пиво поднималась по всей отрасли в целом", — заявил г-н Куль, имеющий 17-летний опыт работы на своей нынешней должности.
Аналогичные признания следователи услышали из уст и неназванного пока топ-менеджера компании Bitburger. Вся эта информация в итоге вошла в подготовленный сотрудниками антимонопольного ведомства 100-страничный доклад. В противозаконных действиях этот документ обвиняет на только производителей пива, но и руководителей Союза пивоваров земли Северный Рейн — Вестфалия. "С высокой долей вероятности можно предположить, что имевший место в 2006—2008 годах ценовой сговор является лишь верхушкой айсберга", — указано в докладе аналитиков. Официальный представитель антимонопольного ведомства в Бонне комментировать информацию журнала Focus отказался, сославшись на то, что "в настоящий момент расследование еще не закончено".
Подробности картельного сговора просочились в прессу на фоне очередного повышения цен на пиво. Концерн Veltins сделал это с 1 января текущего года, а Anheuser-Busch InBev увеличил стоимость марки Beck’s с 1 февраля, Hasseroeder подорожала с 1 марта. Группа компаний Bitburger с 1 октября повысит цены на марки Bitburger, Koenig Pilsener, Koestritzer, Licher и Wernesgruener. Пивоваренная компания Krombacher планирует последовать за конкурентами с середины октября. "Наши цены возрастут примерно на 5—8%", — сообщил ее официальный представитель. Лидер рынка группа Radeberger, которая входит в структуру производителя продуктов питания концерна Oetker, намерена повысить стоимость большей части своей продукции с 1 ноября.
Пивной рынок Германии стоит на пороге серьезных перемен, в первую очередь в плане ценовой политики, утверждает Lebensmittel Zeitung. Крупные производители недовольны, что цена ящика многих массовых сортов пива (их из-за частого появления в телевизионной рекламе в ФРГ называют "телепиво") упала примерно до 10 евро. "Так дешево пиво не стоило уже лет двадцать", — подтверждает глава Федерального союза оптовых торговцев напитками (GFGH) Гюнтер Гудер. Еще больше пивоваров тревожит то, что бюргеры стали реже пить свой традиционный напиток. По данным Федерального ведомства статистики в Висбадене, в первом полугодии имело место самое сильное за последние 20 лет снижение объемов производства пивной отрасли ФРГ — на 4,9%. При этом из 45,9 млн гектолитров сваренного здесь пива в самой Германии было продано 38,5 млн. То есть в среднем каждый немец с января по конец июня выпил на пять бутылок пива меньше, чем за тот же период 2012 года.