На фоне отрицательной динамики российского рынка рынок пива Сибири в прошедшем году продемонстрировал достаточно высокие темпы роста, особенно это касается Алтайского края. Эксперты ожидают, что положительный тренд сохранится и в 2012 году. Однако омрачить картину могут законодательные изменения и давление со стороны транснациональных игроков на местных производителей.

Минус 3%

По данным Росстата, в 2011 году объем производства пива в России сократился на 3,4% к уровню 2010 года и составил 981,4 млн дал. По мнению экспертов, основной причиной снижения стал эффект «высокой базы» 2010 года, когда во многих регионах России были аномально высокие температуры, что повлияло на рост объемов потребления пенного напитка. Стоит отметить, что в 2011 году падение производства пива наблюдалось с апреля по ноябрь. То есть ситуацию не спас даже сезонно высокий спрос в летний период.

Причиной отрицательной динамики рынка стал еще и рост цен на пиво, который наблюдался с апреля по сентябрь. Он был значительно выше инфляции по продовольственной группе товаров. Также негативную роль сыграли рост стоимости сырья — солода — и отложенный эффект от повышения акцизов.

Интересно, что на фоне спада производства объем продаж на российском рынке вырос на 7% в товарной массе — до 1077 млн дал. «Подобная динамика свидетельствует о постепенном восстановлении спроса, который в 2008–2010 гг. заметно сократился на фоне опережающего роста цен, связанного с резким увеличением ставок акциза, а также в результате снижения темпов роста доходов населения в условиях посткризисного ослабления экономики», — отмечает аналитик ИК «ФИНАМ» Анна Мишутина.

Участники рынка дают более пессимистические оценки. «В течение многих лет российский рынок пива демонстрировал уверенные темпы развития. Однако влияние кризиса в 2009 году и трехкратное повышение акцизов в 2010-м оказали негативное влияние на динамику потребления. В результате в 2009 году объем рынка, по оценкам компании, сократился на 10%, в 2010-м — на 4%, в 2011-м — еще на 3% по сравнению с уровнем прошлого года», — отметил начальник отдела продаж в г. Новосибирске ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Андрей Кузнецов.

При этом Анна Мишутина обращает внимание на продолжившийся рост доли пива в общей структуре рынка алкогольной продукции — с 30,6% 31,8% (в абсолютном алкоголе), что, на ее взгляд, демонстрирует увеличение конкурентоспособности сегмента. Другой важной тенденцией, подчеркивает Андрей Кузнецов, является рост популярности легкого светлого пива и разливного пива.

Стоит отметить, что потребление пива в России превышает объемы его производства в стране. Разницу покрывает импортное пиво. Отметим, что Россия входит в десятку крупнейших импортеров пенного напитка. Свою продукцию в нашу страну поставляют более 200 компаний из ближнего и дальнего зарубежья. При этом Россия является и экспортером пива — часть производимой продукции идет в другие страны.

Под знаком «Балтики»

Прошедший год стал для пивного рынка Сибири этапом роста. В одних регионах он был более заметным, в других — менее. Однако производственная динамика сибирских пивоваров была лучше общероссийской. При этом в большинстве регионов пивная промышленность развивалась менее динамично, чем промышленность Сибири в целом, которая в 2011 году продемонстрировала рост индекса производства на 4,6%.

Так, в 2011 году в Новосибирской области было произведено 56,8 млн дал пива, что на 2,1% выше аналогичного показателя 2010 года. Это демонстрирует, что пивной рынок Новосибирска растет на фоне общероссийского спада. Однако этот рост можно назвать достаточно умеренным. Тем более что в 2010 году производство пива упало более чем на 5% к уровню 2009 года. Таким образом, рост производства пока не позволяет вернуться даже на позиции 2009 года.

Отметим, что в Новосибирске базируется завод «Балтика-Новосибирск», проектная мощность которого составляет 45 млн дал. Именно на него приходится основной объем производства в регионе.

Томский рост

В Томской области в 2011 году было произведено почти 15 млн дал пива. Наблюдался незначительный рост — 0,7%. Это позволяет утверждать, что производство осталось практически на прежнем уровне. Хотя на фоне всей пищевой промышленности, которая продемонстрировала спад производства на 0,7%, пивная отрасль региона выглядит достаточно неплохо.

Как отмечают в администрации региона, достижение этих показателей стало возможным благодаря компании «Томское пиво», которая за счет успешной производственной и маркетинговой стратегии смогла увеличить объем производства.

Напомним, что ОАО «Томское пиво» — одно из крупнейших пивоваренных предприятий Сибири. Годовая мощность предприятия — около 20 млн дал. По собственным оценкам, компания занимает 7% рынка СФО и 1% российского рынка. Основная география продаж компании приходится на Западно-Сибирский регион, а также на Урал и Дальний Восток.

Кемеровский миллион

В Кемеровской области в 2011 году было произведено 1,4 млн дал пива, что на 16,9% выше показателей 2010 года. Несмотря на то что в натуральных величинах объем производства пива в Кемеровской области существенно ниже, чем в других регионах Сибири, производство пенного напитка демонстрирует высокие темпы роста. Особенно это заметно на фоне показателей развития кемеровской промышленности в 2011 году. Так, в указанный период пищевая промышленность в целом подросла всего на 0,2%, так что пивной результат можно в любом случае считать хорошим.

Стоит отметить, что пиво в Кемеровской области производят девять крупных и несколько небольших предприятий. В числе лидеров по объему производства — ОАО «Новокемеровский пивобезалкогольный завод» (г. Кемерово), ОАО «Славянка» (г. Междуреченск) и ЗАО «Пиво-Агро» (ст. Плотниково).

Впереди страны

На общероссийском и сибирском фоне рынок пива Алтайского края выглядит явным лидером — если не по объему производства, то по темпам роста. В 2011 году, по данным Алтайкрайстата, объемы производства пенного напитка выросли на 23,6% к уровню 2010 года — до 13,6 млн дал. Пивная отрасль развивалась быстрее пищевой промышленности в целом. Так, в 2011 году производство пищевой продукции, включая напитки, выросло на 4,1%, более узкий сегмент — производство напитков — прибавил 16,7%.

Около половины всего произведенного в регионе пива выпустило ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» (БПЗ). По данным генерального директора предприятия Александра Зыбина, в 2011 году объем производства на заводе составил 6,5 млн дал пива, что почти на 50% выше показателя 2010 года. Рост объемов производства во многом стал возможен за счет проведения техперевооружения.

Позитивными оказались и результаты финансовой деятельности предприятия. Выручка БПЗ в 2011 году составила 2 млрд рублей, что на 56% выше аналогичного показателя 2010 года. При этом чистая прибыль компании в 2011 году составила 30 млн рублей, что на 10% выше показателя 2010 года.

На втором месте по объемам производства оказался Бочкаревский пивоваренный завод, выпустивший около 5 млн дал пенного напитка. Кстати, в 2011 году предприятие ввело в действие линию розлива пива в стеклянную бутылку производительностью 12 тыс. бут./час. Это вызвано необходимостью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Остальные объемы пришлись на ряд других предприятий, в числе которых Волчихинский пивоваренный завод и малые пивоваренные производства. «Мы выпускаем пиво с августа 2010 года, и пока находимся в стадии активного роста. С сентября по декабрь 2011 года по сравнению с сопоставимым периодом 2010-го года наш объем продаж увеличился на 235%, — рассказала «КС» маркетолог алтайской пивоварни «Шпачек» Наталия Назаренко. — Лучше всего продавался и продается сорт «Шпачек Ясный» — классический светлый пилзнер. К сожалению, мы не располагаем в настоящий момент точными данными о занимаемой доле рынка. Так как наше пиво — достаточно нишевый, немассовый продукт, мы оцениваем свою долю не более 5%».

Федеральные игроки

Как было отмечено выше, на Алтае достаточно сильное производство. Однако ситуация не выглядит столь же радужной, если проанализировать рынок с точки зрения объемов продаж. По оценкам экспертов, около 50% продаж в регионе приходится на две транснациональные компании — «Балтика» и «СанИнБев». «По итогам 2011 года «Балтика» по-прежнему занимает лидирующие позиции на рынке пива в Алтайском крае. Наибольшим успехом у потребителей пользовались наши бренды «Сибирский бочонок», «Балтика 3», «Балтика 7» и «Балтика Кулер», — подтверждает Андрей Кузнецов.

Также на алтайском рынке присутствует продукция компаний из других регионов, например, ОАО «Томское пиво». БПЗ — местный лидер по производству — обладает долей в 23%, чуть меньше держит Бочкаревский пивоваренный завод.

По мнению экспертов, такая ситуация достаточно типична и характерна практически для всех регионов Сибири. Акулы бизнеса — транснациональные корпорации — начали агрессивно осваивать региональные рынки в начале двухтысячных годов, и во многих регионах России они заняли около половины рынка.

Существенно усилил позиции федеральных игроков, как это ни странно, рост акцизов на пиво. Напомним, что в 2011 году они выросли с 6 до 9 рублей на литр, а в 2012-м и 2013-м увеличатся в совокупности еще на 3 рубля. В условиях такого роста местные производители вынуждены были поднять отпускную цену продукции, что отразилось и на розничных ценах.

А вот «федералы» приняли решение оставить цены на прежнем уровне. Благо что их уровень рентабельности и оборотов позволяет иногда «поприжаться», чтобы добиться стратегических целей. В итоге позиции федеральных игроков в последние годы еще усилились.

«Пивной рынок на Алтае — один из самых конкурентных, здесь очень много как местных, так и федеральных игроков и представителей соседних регионов. К сожалению, самыми популярными среди производителей по-прежнему остаются ценовые инструменты конкурентной борьбы, которые в условиях ужесточающегося законодательства и повышения акцизов становятся все менее эффективными», — констатирует Наталия Назаренко.

При этом, как говорят специалисты, «федералы» и не стремятся полностью захватить регионы, так как владение долей рынка более 35% становится нецелесообразным с экономической точки зрения.

Кроме того, региональные производители оказываются достаточно конкурентоспособными в сегменте разливного, «живого» пива. Срок его годности — от 15 до 45 суток. Федеральные игроки не всегда могут обеспечить доставку во все регионы в оптимальные сроки. Правда, сегмент разливного пива пока невелик. Скажем, в Барнауле в 2011 году, по данным Nielsen, в розлив продавалось 14% пива. Зато из этой доли почти половина пришлась на БПЗ. Это подтверждает мысль о том, что местные производители имеют преимущества в данном сегменте.

Стоит отметить, что в каждом из регионов Сибири конкурентная среда имеет свои особенности. Скажем, в Алтайском крае достаточно высокий объем производства пива и сильные местные игроки, которые могут побороться за свое место под солнцем. А в Кемеровской области, где при объемах производства 1,5 млн дал годовой объем потребления близок к 8 млн дал, в основном конкурируют между собой федеральные и инорегиональные игроки.

Новые регионы

В условиях экспансии федеральных и инорегиональных игроков сибирским производителям пива приходится самим осваивать другие регионы. Так, Барнаульский пивоваренный завод в 2011 году увеличил количество регионов присутствия с 13 до 15. Объем продаж в регионах вырос на 65%. Самая высокая динамика продаж была в Челябинске — 422%. Наибольшая доля продаж по регионам пришлась на Кемерово — 17,%.

Бочкаревский пивоваренный завод, по словам гендиректора предприятия Вадима Смагина, вообще изначально продавал пиво в Кемеровской области, а на рынок Алтайского края вышел позже. Сейчас компания поставляет пиво в Новосибирскую область, Красноярский край, Краснодарский край и т. д.

Волчихинский пивоваренный завод, помимо Алтайского края, поставляет продукцию в Республику Алтай, Томскую, Омскую, Новосибирскую и Кемеровскую область. Пивоварня «Шпачек» значительную часть продукции реализует в Новосибирской и Кемеровской областях.

Без алкоголя

Характерной чертой современных производителей пива является развитие безалкогольного направления, которое не так жестко регулируется государством. Эта тенденция актуальна и для Алтайского края. Так, БПЗ производит натуральный квас «Ржаная корочка», сладкий газированный напиток «Грушевый», питьевую воду «Джела» и «Алтайский источник». По данным Александра Зыбина, на БПЗ в 2011 году было произведено 700 тыс. дал безалкогольных напитков.

Производственные мощности Бочкаревского пивоваренного завода позволяют выпускать в год 2 млн дал кваса, 1,5 млн дал напитков и 1 млн дал минеральной воды. Безалкогольное направление реализуется на заводе достаточно успешно. Компании даже удалось заключить контракт с «Кока-Колой» на выпуск для нее кваса под маркой «Кружка и бочка».

Волчихинский пивзавод выпускает шесть видов напитков и два вида минеральной воды. В общем, тенденция к развитию безалкогольного направления на Алтае проявляется достаточно ярко. Она позволяет предприятиям добиться большей диверсификации производства и, как следствие, большей финансовой устойчивости.

Стоит отметить, что федеральные игроки также развивают безалкогольное направление. Так, в 2011 году «Балтика-Новосибирск» запустила линию по выпуску безалкогольной продукции стоимостью 110 млн рублей. Производственная мощность — 21,6 млн литров кваса и 4,6 млн литров лимонадов в год. «На предприятии началось производство кваса «Хлебный край», лимонадов Crazy, энергетического напитка Flash», — рассказал Андрей Кузнецов.

Прогнозы на год

Как предполагают эксперты, в 2012 году российский рынок пива ждет небольшой рост. По прогнозам Александра Зыбина, рынок увеличится примерно на 3–5%. Алтайский рынок, по-видимому, продемонстрирует более высокие показатели. Сам БПЗ в текущем году планирует завершить третий этап реконструкции (его стоимость — почти 700 млн рублей), увеличив мощности бродильно-лагерного отделения, количество форфасов и линий розлива. По прогнозам господина Зыбина, благодаря модернизации завод в 2012 году произведет 8 млн дал пива, а в следующем — уже 10 тыс. дал.

Увеличить объем производства и продаж намерена и пивоварня «Шпачек». «Мы планируем увеличить объем продаж нашего пива в Алтайском крае минимум на 40% по сравнению с нынешним уровнем, на доле рынка это отразится не более чем на 1–2%. Среди марок делаем упор на «Шпачек Ясный» и «Браумеллер» — нефильтрованный лагер, сваренный по немецкой технологии. Также к сезону мы выпускаем на рынок Алтайского края и Республики Алтай новинку — пиво «Чешский дворик», которое будет позиционироваться в более низком ценовом сегменте», — рассказала Наталия Назаренко.

Стоит отметить, что за первые два месяца 2012 года в Алтайском крае объем производства пива вырос на 80% — на 2,2 млн дал. Это существенно выше темпа роста производства напитков (47,5%). Возможно, здесь сказался эффект низкой базы — начало 2011 года было сложным для алтайских производителей. С другой стороны, такой бурный рост пивного рынка региона позволяет надеяться на то, что положительная динамика сохранится на протяжении всего года. Роста ждут и производители из других регионов Сибири.

Важным трендом-2012 будет и развитие безалкогольного направления. По крайней мере, практически все местные производители обозначали свои планы в этом направлении. Так, БПЗ намерен увеличить производство кваса в два раза. Увеличен будет и объем производства безалкогольных напитков.

При этом очевидно, что для пивоваров 2012 год будет непростым. Помимо уже упомянутого планового повышения акцизов, в июле начнет действовать закон, ограничивающий продажу пива по времени и месту, а также сокращающий рекламные возможности по его продвижению. «Таким образом, условия работы на рынке станут еще более жесткими», — говорит Андрей Кузнецов.

По мнению Анны Мишутиной, новые нормы регулирования, несомненно, продолжат оказывать заметное давление на индустрию. Прежде всего речь идет о последствиях существенного роста розничных цен на фоне увеличения фискальной нагрузки в результате резкого повышения ставок акциза, а также ожидаемых ограничений в дистрибуции, которые предполагают сокращение каналов и ужесточение условий реализации пива.

«Дополнительными обременениями будут выступать ограничения в части маркетинга и рекламы. Вместе с тем мы полагаем, что для крупных игроков отрасли риски носят умеренный характер и не будут приводить к критическим последствиям», — добавляет госпожа Мишутина.

Однако положительный опыт предыдущих лет и настрой на модернизацию производства позволят, по-видимому, пивоварам Сибирского региона нарастить объем производства и продаж. А местному рынку пива — и дальше развиваться опережающими российский рынок темпами.

«Мы не исключаем, что при условии стабильной макроэкономической конъюнктуры в перспективе следующих нескольких лет рынок продолжит демонстрировать умеренные темпы роста на уровне нескольких процентов в товарной массе, так как, несмотря на определенное насыщение рынка, среднедушевое потребление все еще заметно уступает аналогичным показателям развитых стран и сохраняет потенциал роста», — резюмирует аналитик ИК «ФИНАМ».

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments