С 2012 года пиво все-таки будет признано алкоголем, а с 2013-го его запретят продавать в киосках, что приведет к фактической кончине «ларечного» бизнеса. О происходящем на алкогольном рынке и борьбе с потреблением «зеленого змия» рассказал в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» руководитель Госалкогольинспекции РТ Игорь Марченко.
— Игорь Александрович, недавно минздравсоцразвития озвучило информацию, что россияне стали меньше пить – потребление алкоголя сократилось с 18 до 15 литров на человека. Это так? В Татарстане чувствуется снижение потребления?
— Цифра 18 литров в перерасчете на безводный спирт была озвучена министром здравоохранения и социального развития Татьяной Голиковой еще в 2009 году, когда принималась концепция снижения злоупотребления алкоголем в России. Мы неоднократно направляли письма за подписью премьер-министра РТ с запросом методики расчета этой цифры и в минздравсоцразвития, и в Роспотребнадзор на имя Геннадия Онищенко. Но на все запросы республика ответа так и не получила.
Официальная российская статистика говорит о том, что уровень потребления в России в последние годы колеблется от 9,5 до 10,5 литров абсолютного алкоголя на душу населения. Те же данные и в Росалкогольрегулировании. А вот каким образом вывели цифру 18 литров, никто не знает. И напрашивается вывод, что эта цифра была разработана каким-то экспертом без утвержденной методики, и взята за основу для подготовки концепции по снижению злоупотребления алкоголем.
Когда начали работать в рамках концепции, специалисты произвели расчеты, но на сегодняшний день такая цифра ни у кого не получается – ни 18, ни даже 15. На территории Татарстана в 2010 году уровень потребления составил 9,6 литра на душу населения. Максимум, что мы можем «набрать», это 10,5 литров с учетом всего, что реализуется в республике. Сюда мы включили весь объем реализации спиртосодержащей жидкости двойного назначения, посчитав, что 50% всей этой жидкости приобретается для внутреннего потребления – настойки лечебных трав, тосол и прочее. Но даже сложив всё это, у нас получилось порядка 6,5% всего оборота алкоголя.
— И сколько жителей республики учитывается при этом?
— Мы взяли 3 миллиона 700 тысяч жителей. Расчет производится на все население республики.
— Это данные за 2010 год, а за 2011 есть цифры?
— По данным за 8 месяцев этого года с учетом пива потребление составляет 6,2 литра на человека, а за 8 месяцев 2010 года было 6,1 литра. Последние 15 лет показатель потребления алкоголя неуклонно растет. Конечно, на показатель влияет и совместная работа правоохранительных органов и Госалкогольинспекции республики, в результате которой происходит вытеснение нелегального оборота алкоголя. Не исключаю, что 3 — 5% составляет потребление самогона. В каждом районе ситуация разная – есть территории, где самогоноварением никогда не занимались, а есть такие, где самогон варят практически в каждом дворе.
— В каких районах варят самогон?
— Традиционно это приграничные территории с Чувашией – Зеленодольский, Кайбицкий районы. Этим у нас славится заволжская зона. На Зеленодольский район приходится около 20% всех выявлений самогоноварения и привлечения к административной ответственности. Они, не стесняясь, продают всем подряд! В других районах практически не удается поймать самогонщиков, потому что их «услугами» пользуется очень узкий круг лиц или они потребляют сами. А потреблять самим законодательством не запрещено.
— Объемы производства «для себя» законом определены?
— Нет. Хоть вагон!
— То, если резюмировать сказанное, тенденции к снижению потребления алкоголя нет?
— В Республике Татарстан нет. Думаю, что и в России нет.
— А как меняется структура потребления внутри этих показателей – водки больше или меньше стали пить?
— Структура меняется в сторону увеличения потребления слабоалкогольной продукции. Если сравнить 2010 и 2009 годы, то на 2% увеличился объем реализации вин и винных напитков, в то же время на 2-3% уменьшился объем реализации крепких алкогольных напитков. Эта тенденция продолжается и в этом году – за 9 месяцев реализация вина увеличилась на 1,5%, а водки уменьшалась.
А вот реализация пива растет колоссальными объемами! За основу расчета мы берем 1984 год, когда уровень потребления в Татарстане был самым высоким за все советские годы – 9,62 литра в абсолютном пересчете на душу населения. Сейчас этот показатель уже превышен. Если в 1984 году уровень потребления пива был 58 млн. литров в год, то в прошлом году эта цифра составили 315 млн. литров, то есть около 100 литров на каждого жителя республики!
— Как росло потребление пива в последнее время?
— Рост реализации пива в среднем составляет 7-10% ежегодно. В 2008 году объем реализации пива был 292 млн. литров, в 2009 году — 295 млн., в 2010 — 315 млн. литров.
— На правительственном уровне проходят совещания, где рассматриваются вопросы необходимости увеличения реализации продукции Татспиртпрома. И в то же время государственные мужи озабочены ростом потребления алкоголя в республике. Как Вы относитесь к этому «разночтению»?
— Я, как государственный служащий республики, должен так или иначе поддерживать местного товаропроизводителя. Алкоголь все равно продается, поэтому мы должны способствовать тому, чтобы в первую очередь продавалась продукция, произведенная на нашей территории. Ни для кого не секрет, что Татспиртпром является вторым после Татнефти налогоплательщиком в бюджет Республики Татарстан.
— Поступлений больше, чем от ТАИФа?
— Даже больше, чем от ТАИФа. Поэтому и Президент РТ, и правительство, и все главы муниципальных образований будут поддерживать данного товаропроизводителя.
Речь не идет о том, что необходимо спаивать людей. И Президент республики всегда говорит о том, что не должны спаивать население. Но мы все вместе должны предпринимать все необходимые меры для того, чтобы реализация алкоголя была легальной. Розничная реализация алкогольной продукции – это контролируемый процесс, а самое главное – эта деятельность лицензируемая.
Мы должны обеспечить все населенные пункты торговыми объектами, которые имеют такую лицензию. Речь идет именно об этом. На сегодняшний день у нас порядка 800 населенных пунктов не имеют торговые объекты с лицензией на реализацию алкоголя. А это порождает нелегальный оборот – самогоноварение, ввоз нелегальной продукции из-за пределов республики. Много фактов, когда в 5-литровых канистрах привозят из Самары осетинский спирт и буквально спаивают людей — приехали на легковой машине, на две-три недели «затарили» всю деревню…
Чтобы исключить такие факты, и стоит задача перед всеми органами власти, во-первых, организовать легальную торговлю алкогольной продукцией, во-вторых, отдавать предпочтение реализации продукции местных товаропроизводителей.
— А производители пива тоже крупные налогоплательщики?
— Компания «Эфес Пилснер» (бывший «Красный Восток»), по результатам 2010 года вошла в десятку крупнейших налогоплательщиков республики наряду с ТАИФом, Казаньогсинтезом, Нижнекамскнефтехимом, КАМАЗом.
— Сколько отдает в бюджет алкогольная отрасль в целом – от продажи и акцизов?
— Доля Татспиртпрома в бюджете республики составляет более 5%, «Эфеса» — 3%.
— Говорят, что со следующего года произойдет перераспределение акцизов в сторону увеличения доли федерального центра. Какова сегодня пропорция, и какая ожидается?
— Перераспределение акцизов идет каждый год — если раньше было 100-процентное зачисление в бюджет республики, то в этом году 40% — в бюджет республики, 60% перечисляется в федеральный центр. Но вся собираемая сумма потом пропорционально распределяется между регионами по коэффициентам, установленным постановлением правительства РФ. У нас получалось, что более 80% всех уплаченных акцизных сборов Татспиртпрома в конечном итоге поступает в бюджет Республики Татарстан.
На следующий год по федеральному закону, принятому 6 октября 2011 года, существующая норма на период с 1 января 2012 года по 1 января 2013 года исключается, то есть все акцизы будут перечисляться в федеральный бюджет. И уже на уровне закона о бюджете РФ будут распределения по регионам. То есть меняется структура перераспределения поступления акцизов. Пока предварительно говорят о том, что все равно у субъектов останется порядка 70-80%.
— От чего зависит коэффициент?
— Этот коэффициент рассчитывает минфин РФ от уровня собираемости акцизных сборов – от того, какова доля акциза субъекта в общей сумме. Но средства акцизных сборов распределяются и на те регионы, где алкогольную продукцию не производят.
— Сколько составляет сбор акцизов в рублях за последние пару лет?
— Более 4 млрд. рублей в год.
— Кто крупнейшие плательщики акцизов в Татарстане?
— Кроме Татспиртпрома крепкий алкоголь в республике больше никто не производит, пиво производят «Эфес» и «Булгар-пиво», а остальные — маленькие компании, суммы акцизов которых исчисляются даже не десятками миллионов.
— А «Русский стандарт» в республике не платит акцизы?
— «Русский стандарт» сегодня производит только спирт, который вывозят на свой ликероводочный завод под Санкт-Петербургом. Но, насколько я знаю, была достигнута договоренность с собственником данного предприятия Рустамом Тарико о том, что он в Буинске построит ликероводочный завод.
Для него это будет уменьшение транспортного «плеча»: сейчас он спирт везет на запад, а потом готовую продукцию распространяет по всей России. А так как Татарстан находится почти в центре страны, транспортное «плечо» на запад, восток и юг практически одинаково. Они очень долго модернизировали купленный ими Буинский спиртзавод, но на сегодняшний день лицензию они получили. Хотя в этом году акцизы на спирт были отменены.
— Говорят, что часть имеющихся спиртзаводов Татспиртпрома простаивает. Зачем строить еще один?
— Сравнивать компании Татспиртпром и «Русский стандарт» не совсем логично, потому что у каждого свое направление. «Русский стандарт» из года в год увеличивает объемы производства и реализации алкогольной продукции, и они вынуждены либо модернизировать имеющийся под Питером спиртзавод, либо строить новый в Буинске, потому что мощности уже не позволяют увеличивать объемы.
К тому же это совершенно разнонаправленные компании — «Русский стандарт» производит алкоголь премиум-класса, а у Татспиртпрома водка эконом-класса в общей ассортиментной линейке составляет почти 90%.
— Сроки строительства завода определены?
— Насколько я знаю, они должны запустить новый завод в работу до универсиады.
— Почему до универсиады? Может, просто в 2013 году?
— Вопрос стоял о том, чтобы завершить строительство до конца 2012 года, но Тарико сказал, что не успеют. И решили – в начале 2013 года.
— Договоренности были на уровне Президента РТ?
— Да, конечно.
— Уже известны мощности нового завода?
— Договоренность была такая, что на этом предприятии должны производить до миллиона декалитров продукции в год. А Татспиртпром в прошлом году произвел 4,6 миллиона декалитров. (1 декалитр = 10 литрам – ред.)
— Как чувствует себя Татспиртпром в ожидании такого конкурента?
— Для Татспиртпрома это не конкурент, потому что они занимают совершенно разные ниши. Те, кто на территории Татарстана покупали продукцию Татспиртпрома, будут все равно ее покупать. Представленность «Русского стандарта» на полках наших магазинов есть и сейчас – в общем объеме продаж водки на территории республики компания занимает 0,3 %. Думаю, у Татспиртпрома нет никаких опасений по поводу конкуренции.
— Со сменой руководителя в Татрспиртпроме что-то изменилось? Раньше были нарекания по поводу маркетинговой политики предприятия и продвижения продукции по территории страны.
— В целом изменилась направленность компании. Президент РТ им поставил задачу в течение трех лет выйти на российский рынок и не менее трети общего объема продукции продавать за пределами Татарстана. За 9 месяцев 2011 года объем реализации за пределами республики вырос в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
— В прошлом году цифры-то были маленькие…
— Тем не менее, движение началось. Это нужно было делать в начале 2000-х годов, а сейчас для вхождения в любой регион нужны колоссальные финансовые средства, которые еще не сразу вернутся. Вход в любую широкую торговую сеть стоит дорого. К примеру, плата за вход одной позиции товара в сеть компании X5 Retail Group на территории Республики Татарстан (магазины «Пятерочка +» и «Перекресток») доходит до миллиона рублей.
— Но ведь приняли федеральный закон, запрещающий плату за вход!
— Все эти компании обходят закон путем заключения договоров на маркетинговые услуги. Причем, законом о торговле листинг не отменен. Для того чтобы торговая сеть ввела в свой прайс продукцию, им нужно заплатить. И при этом никого не волнует, сколько ты будешь продавать – одну бутылку в месяц или тысячу. Поэтому еще не факт, что вхождение продукта в сеть оправдает себя. А то, что было залистовано в начале 2000-х годов, продается и сейчас – просто так выгнать никто не может.
— Кто сегодня крупнейшие игроки на оптовом рынке алкоголя в Татарстане?
— Они остались те же самые – компании «Саман», «Премьер», «Реал», «Патриот». На эти четыре компании приходится 80% рынка ввозной алкогольной продукции на территории Татарстана. При этом я не беру «Алкоторг», который является официальным дистрибьютором компании Татспиртпром и держит более 50% от объема реализации в целом. Именно поэтому к компании были претензии УФАС.
— Кто стоит за этими оптовиками? Федеральные компании?
— Нет, это татарстанские компании. Всем им более 10 лет, они начинали как индивидуальные предприниматели, постепенно наращивали свои объемы и выросли в компании, имеющие сейчас миллионные обороты.
Безусловно, объемы между ними немного перераспределяются. Если 10-12 лет лидерами были две компании — «Реал» и «Патриот», на которые приходилось 80% рынка, то позже более молодые компании набрали обороты и даже обошли прежних лидеров. Но последние два-три года все компании работают стабильно, не увеличивая и не снижая объемы — перераспределение рынка у них уже произошло.
Федеральные игроки пытались войти в республику. В этом году прекратил свою деятельность филиал «Русьимпорт – Казань». Компания «Мегаполис» — крупнейший украинский бренд – в прошлом году не вышла даже на уровень 1% от общего объема рынка, а в этом году объемы продаж у них еще меньше.
— Каково соотношение ввозимого и произведенного алкоголя в республике?
— Сегодня примерно 40% составляет ввозимый алкоголь – вина, коньяки, виски, ром и т.д. Но пива в этом объеме нет.
— А какие пропорции по пиву?
— Мы полагаем, что, к сожалению, на «Эфес» приходится не более 30%. Причем, компания учитывает общий объем продаж всех своих филиалов, и даже руководство филиала в Казани не может сказать, сколько же производится именно на территории республики, и сколько продается завезенного из Москвы и Уфы. Например, в Казани у них нет линии по розливу в жестяные банки. Поэтому, думаю, из этих 30% примерно 70% произведено в Казани, а 30% завезено из других филиалов «Эфеса».
— Недавно в Казани открылся гипер-маркет «Ашан», и многие люди, придя туда за французскими винами, ничего не нашли… С чем это связано?
— На момент открытия магазина они даже не обращались к нам за лицензией на торговлю алкоголем, потому что у них еще не собраны все документы. Поэтому говорить о том, что мы им как-то препятствуем, нельзя. Их специалисты уже получили от нас все необходимые консультации. Сам магазин соответствует всем требованиям, поэтому лицензию они получат.
— С 1 июля 2012 года начнут действовать ограничения относительно оборота пива. Как все это будет организовано? Какие новые «правила игры» надо знать предпринимателям и потребителям?
— Конечно, это давно назревшая мера. До сегодняшнего дня у нас говорили, что пиво – это не алкогольная продукция. Пивные лоббисты очень долго откладывали решение этого вопроса — в последние лет 10 соответствующий законопроект приходил в Госдуму РФ с периодичностью раз в полгода, но каждый раз отклонялся по разным причинам. Но только после поручения Президента РФ разобраться с этой проблемой пиво отнесли к алкогольным напиткам и приняли решение о некоторых мерах ограничения его оборота в розничной сети.
С 1 января 2012 года к алкогольной продукции будет отнесено пиво крепостью свыше 5 градусов, а с 1 января 2013 года то же самое будет сделано и по отношению более слабого пива, которое составляет 85% всего объема реализации.
С 1 января 2013 года к розничной реализации пива применяются очень серьезные требования — запрещается торговля пивом в нестационарных торговых объектах. Поэтому предпринимателям дается более года для принятия соответствующих мер – либо построить стационарный торговый объект в разрешенном месте, либо перепрофилировать свой бизнес.
— То есть с 2013 года в ларьках пива больше не будет?
— Да. Это делается для снижения потребления пива в России, ведь сейчас даже школьники употребляют пиво!
— Еще есть всякие слабоалкогольные «тонизирующие» напитки.
— Они тоже отнесены к алкогольной продукции.
— По существу, этот закон ликвидирует киосочный бизнес?
— Это так. К тому же, повышаются акцизы и на сигареты – уже к 2014 году планируется, что одна пачка сигарет будет стоить не менее 40 рублей. Существенно вырастут акцизы и на крепкий алкоголь — планируется дойти до того, что минимальная цена пол-литровой бутылки водки будет стоить 400 рублей.
— Не ожидаете ли, что это вызовет всплеск теневого оборота алкоголя?
— Поэтому сейчас формируется четкая система учета производства и реализации алкогольной продукции, начиная с производства спирта. Этим же законом введено обязательное лицензирование перевозки спирта и алкогольной продукции, и число таких компаний будет очень ограничено.
— Как Госалкогольинспекция РТ организует контроль исполнения закона — увеличением штата?
— Торговых точек не станет больше, потому что практически все стационарные объекты имеют лицензию, а с киосками все просто – продажа будет запрещена. Конечно, недобросовестные предприниматели могут быть, но в Татарстане умеют бороться с такими явлениями.
Недаром все производители и поставщики алкоголя с Татарстаном не связываются – знают, что здесь плохое качество продукции и «теневой» оборот не пройдут. Поэтому ни осетинскую, ни кабардинскую водку сюда просто не везут. И эксперты, которые на федеральном уровне обсуждают алкогольную тему, говорят, что надо ехать в Татарстан и попытаться смоделировать всю систему контроля производства и оборота алкогольной продукции на всю Россию, и будет порядок. И тогда не будет опасения «всплеска» после увеличения стоимости водки.
За последние два года стоимость водки возросла, и официальный объем ее реализации растет. Это говорит о том, что политика правительства РТ в отношении оборота алкоголя приносит свои плоды. Премьер-министр РТ возглавляет соответствующую межведомственную комиссию, что придает ее работе особый статус и значение. Очень серьезно в этом направлении работает МВД по РТ – работу этого ведомства приводят в пример на российском уровне.
Окончание следует.