Предприниматель Мерген Чумудов строит частную сеть пунктов приема и получения писем и посылок – сервис Box2Box должен охватить всю страну. Соинвестором проекта, который обещает быть вдвое быстрее "Почты России", стал платежный сервис Qiwi.

Все в почтальоны

Мерген Чумудов известен как создатель Multiship, агрегатора служб доставки для интернет-магазинов, программное обеспечение которого в феврале 2014 года за $1 млн приобрел "Яндекс" (Multiship продолжит использовать ПО по лицензии поисковика). "Развивая Multiship, мы поняли, что работа посредника слишком сложна, – признается Чумудов. – Мы собрали все "шишки": интернет-магазины звонили нам с жалобами на застрявшие где-то посылки, но мы никак не могли повлиять на процесс: логисты отвечали нам, что "вопрос на рассмотрении". В итоге Чумудов решил организовать собственную доставку.​

Фишкой новой службы, получившей название Box2Box, станет использование непрофессиональных агентов: предполагается, что посылка или письмо вначале перемещаются по магистрали того или иного крупного логиста, а "последнюю милю" проходят с помощью местных непрофильных предпринимателей, например таксистов, владельцев небольших магазинчиков и т.п. – они должны захватить коробку или конверт "по пути". Агентская сеть еще не создана, Box2Box ищет "помощников", например, обзванивая таксопарки.

Планируется также осуществлять доставку с помощью постоматов – терминалов автоматизированной доставки, где можно забрать посылку, сообщив свой номер телефона и получив код доступа к ячейке по SMS. Пока же Box2Box работает через партнеров своего соинвестора – компании Qiwi, которая вложила в новый проект $0,5 млн, рассказал Чумудов. Это подтвердил проектный менеджер Qiwi Эдвин Луканов. Магазины, мобильные салоны, киоски бытовых услуг и другие точки продаж, подключенные к сервису "Qiwi Кассир", начинают принимать и выдавать посылки клиентов Box2Box. По словам Чумудова, на конец 2014 года первичный отсев Box2Box прошли 70 таких точек, еще около 100 тестируется.

У Qiwi уже есть "почтовый опыт" – проект QiwiPost, совместное предприятие с польской InPost по развитию в России сети постоматов. На сайте Qiwi говорится, что в сеть QiwiPost входит почти 270 постоматов. За посылку, например, из Москвы в Саратов (846 км) весом до 5 кг Box2Box обещает брать с отправителя 199 руб. Из конечной цены Box2Box удержит свою комиссию в 15%, то есть всего около 30 руб. Логистические компании, которые будут отвечать за пересылку отправлений между крупными городами, получат около 16 руб., местные агенты, те же таксисты – примерно 30 руб. Также предусмотрено вознаграждение сортировочным центрам и владельцам партнерских пунктов выдачи.

Если тарифы Box2Box, подчеркивает Чумудов, не могут конкурировать с расценками "Почты России", то сроки доставки окажутся минимум вдвое быстрее – 3–6 дней из Москвы в Саратов. Декларируемый государственной почтой срок такой доставки составляет пять дней (без учета дня приема), но, согласно исследованиям Роскомнадзора, в первом квартале 2014 года только 62,5% корреспонденции в межрегиональной доставке поступало в установленные сроки. Представитель "Почты России" заявил, что компания "приветствует развитие конкуренции на рынке, главное, чтобы население могло получать качественные и доступные услуги".

Тестирование бизнес-модели Box2Box началось с Саратовской области, где работают около 640 точек Qiwi. По планам Чумудова, к марту 2015-го в Саратовской области будет около 250 пунктов выдачи заказов. К этому времени стартап планирует запустить операции еще в пяти регионах. Цель – открыть около 60 тыс. точек по всей России к 2018 году; для сравнения, "Почта России" владеет 42 тыс. отделений. Если план будет реализован, Box2Box сможет заработать $40 млн и выйти на рентабельность.

По расчетам Чумудова, весной 2015 года компания может начать переговоры о привлечении порядка $10 млн. Инвестиции пойдут на организацию логистической цепочки и усовершенствование IT-системы. Уже сейчас у проекта есть мобильное приложение для пунктов выдачи – оно поможет продавцу сканировать заказ.

Состыковать всех участников многозвеньевой логистической цепочки Box2Box планирует на собственной облачной платформе. Всем агентам, а также интернет-магазинам будет дан доступ к системе по API или через SaaS-сервис. Получатели посылок, со своей стороны, смогут следить за движением своей посылки на сайте и в мобильном приложении, а также получить PIN-код для того, чтобы предъявить его в пункте выдачи или передать знакомому или родственнику, чтобы тот забрал посылку.

Чумудов планирует уделять особое внимание небольшим населенным пунктам – до 100 тыс. человек. По оценкам исследовательского агентства в сфере электронной коммерции Data Insight, около 20% всех онлайн-покупателей России – жители городов и поселков с населением менее 50 тыс. человек и сельские жители. "Доля периферии в общем потоке заказов невысока, онлайн-покупатели из небольших городов и сел совершают покупки в интернете гораздо реже, чем жители больших городов", – отмечает сооснователь Data Insight Борис Овчинников.

Конкуренты не верят

В Европе уже существуют аналоги Box2Box – логистические компании, использующие труд непрофессиональных агентов: Collect+ в Великобритании и Kiala с сетью по всей Европе. "Но у этих проектов есть возможность использования одного магистрального оператора, закрывающего все вопросы доставки до пунктов выдачи (у Collect+ – это Yodel, у Kiala – UPS), а в России такого оператора нет, – рассуждает гендиректор IM-Logistics Денис Иванников. – В этом и состоит основная сложность реализации проекта. Если команде Box2Box удастся привлечь достаточное количество партнеров по принципу "сопутствующей логистики", например торговые сети, агентов Qiwi и т.д., и обеспечить дешевую и надежную доставку до пунктов, то половина успеха проекту будет обеспечена. Остальная половина – это контроль над эффективностью по всем звеньям логистической цепочки".

По словам Иванникова, сотрудничество с Box2Box интересно IM-Logistics, поскольку позволяет получить синергию различных логистических решений. "Box2Box для IM-Logistics интересен потенциальным объемом трафика по маленьким городам, в которых нас не будет никогда. В результате, если магазин приходит в Box2Box, он получает наши возможности, а если приходит к нам, то получает географию Box2Box", – считает Иванников.

Первый заместитель гендиректора "СПСР-Экспресс" Сергей Лапин отмечает, что запрос на модель доставки товаров через сеть непрофессиональных агентов в России существует со стороны как крупных логистов, так и интернет-магазинов. "Главный вопрос: удастся ли новому игроку заставить агентов нести ответственность за качество сервиса и в целом построить логистическую цепочку, – говорит Лапин. – Пока непонятно и то, насколько привлекательна работа с Box2Box для агентов. Возможно, участник сети будет получать одну-две посылки в месяц, не уверен, что несколько долларов, которые составят его доход в этой ситуации, будут сильно мотивировать агентов".

Гендиректор компании "Совтрансавтоэкспедиция" Леонид Шляпников сомневается, что сложная система доставки посылок позволит Box2Box предоставить клиентам единообразный уровень сервиса.

"Сейчас в Европе широко распространены IT-платформы, которые агрегируют различных логистических провайдеров и являются удобным инструментом для бизнеса, – отмечает коммерческий директор DPD в России и странах СНГ Леонид Зондберг. – Клиент с любым объемом отправок может без лишних административных затрат подключить широкий набор операторов и услуг, используя такое решение. В России пока отсутствуют подобного уровня агрегаторы. Российские клиенты ожидают от такого сервиса полной ответственности за процесс доставки, поэтому пока большей популярностью пользуются те, которые не просто предоставляют IT-решение, но и управляют физическим потоком, обычно это прием отправок и складская обработка".

Президент Ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов добавляет, что готовящееся обновление закона "О почтовой связи" должно предоставить возможность открывать новые отделения "Почты России" на условиях франчайзинга. Впрочем, уже сейчас интернет-магазины отмечают некоторые улучшения в работе монополиста, в частности, в снижении сроков доставки. "Понятно, что игроки рынка электронной торговли ждут многих доработок, но в общем и целом мы видим постоянные улучшения сервиса "Почты России". С ней вполне можно работать, – отмечает Иванов. – Сможет ли новый проект обеспечить столь же большой трафик и, соответственно, те же тарифы, у меня вызывает сомнения".

Надо учитывать, что в небольших населенных пунктах отношение к "Почте России" куда лучше, чем в больших городах, отмечает Овчинников из Data Insight. "Люди не избалованы сервисом, и к тому же отделения почты помимо основной своей функции являются и магазином, и неформальным клубом для общения, и пунктом приема заказов по каталогам, – рассуждает он. – "Почте России" люди доверяют, и это может создать большой барьер для продвижения нового проекта, особенно если у него не будет внятного ценового преимущества по сравнению с существующей почтой".

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
1 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Письмо
6 лет назад

За такими сервисами будущее