В Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга (КЭРППиТ) отмечают, что за последнее полугодие количество жалоб петербуржцев на продукты питания, в среднем, увеличилось на 20%. Чтобы специалисты могли проверить качество товаров, вызвавших нарекания, с торговыми сетями города пришлось заключить соответствующее соглашение.

И потребитель сыт, и ритейлер цел

Увеличение количества жалоб на продукты питания в Петербурге связано, прежде всего, с экономическим кризисом. Производители все чаще пытаются «подмешать» в свои продукты ингредиенты, не соответствующие ни ГОСТу, ни элементарным запросам потребителя.

Как рассказал заместитель председателя КЭРППиТ Дмитрий Кобицкий, примерно 20% от общего количества жалоб, поступающих в комитет, относятся к некачественным продуктам питания. В Центр контроля качества ежегодно поступает до 3,5 тыс. обращений. При этом прийти с проверкой в «провинившийся» магазин специалисты не могут.

«С 1 июля этого года вступил в силу Федеральный закон №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля». После этого наша деятельность по проверке торговых сетей и магазинов очень ограничена, если не прекращена совсем», — рассказал Кобицкий.

По его словам, практически все контрольно-надзорные функции переданы федеральным, а не региональным органам, в частности, Роспотребнадзору. Иными словами, все потребительские жалобы чиновники теперь обязаны передавать туда — и дожидаться соответствующей реакции.

Кобицкий признает, что Роспотребнадзору «непросто справиться» с огромным потоком обращений. По его словам, Петербург попытался выйти из этой ситуации своеобразным способом. Теперь с крупнейшими ритейлерами, точками общепита и магазинами шаговой доступности специальное соглашение подписывает СПбГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг».
«Согласно этому документу, торговые сети позволят экспертам Центра приходить в свои магазины по первой же жалобе потребителя и закупать на проверку товар, вызвавший нарекание», — рассказал директор Центра Александр Герман.

Он отметил, что переадресация жалоб в федеральное управление Роспотребнадзора действительно усугубляла положение. Эксперты не имели права выйти с проверками и даже совершить контрольную закупку.

«Теперь любой товар может быть проверен. При этом мы не будем «накидываться» на всю торговую сеть, трясти ее как грушу и бесконечно проверять. Мы просто закупим определенную партию товара, на который пожаловались, именно в том магазине, где он был обнаружен», — отметил Герман.

Кобицкий отметил, что первой с «Центром контроля качества» договор заключила сеть METRO Cash & Carry. Потом ее примеру последовали 4 крупных ритейлера: Северо-Западный филиал «X5 Retail Group» («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»), ЗАО «Дикси-Петербург», ООО «О’Кей» и ЗАО «Диета-18».

«Я убежден, что все потребительские претензии можно мирно урегулировать — без скандалов и судов. При этом претензии человека будут полностью удовлетворены, а имидж компании не пострадает», — отметил Кобицкий.

Проверочка вышла…

В КЭРППиТ отмечают, что на 90% жалобы обращены даже не к ритейлерам, а к конкретным производителям товара. Александр Герман убежден, что новая схема проверки продуктов питания будет очень эффективной.

«После того, как будет получено арбитражное заключение о качестве товара, потребитель с ним на руках может обратиться к ритейлеру, а торговая компания — к производителю», — сказал Герман.

С точки зрения представителей торговых сетей, подписанное соглашение не принесет ни хлопот, ни убытков, так как проверки будут полностью финансироваться из бюджета Петербурга. (Отметим, что в этом году на проведение проверок качества продуктов питания выделено более 3 млн. рублей, правда, до кризиса эта сумма превосходила 10 млн. — прим. «БалтИнфо»).

«Мы приветствовали принятие 294-го закона, поскольку бизнес теперь имеет право заключать взаимовыгодные соглашения и не работать себе в убыток. Думаю, что работа в рамках соглашения с Центром контроля качества станет еще более эффективной, тем более, что мы работаем с ними уже лет девять», — рассказал генеральный директор Северо-Западного филиала «X5 Retail Group» Александр Павлов.

Однако независимые эксперты настроены несколько по-другому. По мнению генерального директора НО «Северо-Западный фонд защиты потребителей» Сергея Гудкова, торговые сети только начинают «изучать язык общения с потребителями».
«Ритейлеры являются, в общем-то, монополистами на рынке потребительских товаров, и они часто намеренно сужают ассортимент. Трудно добиться от них и признания неправоты. Должно пройти время, чтобы подписанное соглашение начало реально работать», — отметил Гудков.

Более радикален в оценке сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов. По его словам, проведенный анализ продукта и заключение экспертов, каким бы профессиональным оно ни было, ни на что не смогут повлиять, если в дело не вмешается Роспотребнадзор.

«Единственная организация, которая может призвать к ответу компанию, это — Роспотребнадзор. Без нее ни одно экспертное заключение не работает. Таким образом, здесь все как всегда упирается даже не в организационную, а в карательную функцию. Ну, получит потребитель на руки анализ — и что ему делать дальше?» — сказал Голов.

В Петербурге началась продуктовая «ревизия»

Тем не менее, жалобы идут — в Центр контроля качества, КЭРППиТ, Роспотребнадзор, общества потребителей. Начальник отдела надзора за питанием населения Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Галина Дмитриева подчеркнула, что петербуржцы — одни из самых строгих потребителей во всей России и предъявляют к любой продукции очень высокие требования.
«По сравнению с другими субъектами РФ, в Петербурге очень высокое качество производимых и продаваемых здесь продуктов питания. Однако Роспотребнадзору не всегда удается выйти на тот продукт, который вызвал нарекание. Тем лучше, что теперь некачественные продукты будет отслеживать Центр контроля качества», — отметила Дмитриева.

Тем временем, до 15 декабря этого года в Северной столице продлится обширный мониторинг качества продуктов питания в торговых сетях. СПбГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работы и услуг» проанализирует более 400 образцов продукции.

«С 12 октября мы начали производить закупки образцов для исследования. Всего будет куплено 40 наименований товаров, как минимум, от шести производителей. На сегодня закуплено приблизительно 220 образцов», — рассказал Александр Герман.
Он пояснил, что весь мониторинг разделен на два этапа. На первом этапе будет закуплено 240 образцов. Их исследования продлятся до 7 ноября. После 7 ноября специалисты закупят еще 240 единиц продукции. В одной закупке, как правило, участвуют три больших сетевых магазина и столько же магазинов пешеходной доступности в разных районах Петербурга, добавил глава Центра контроля качества.

«Сейчас результаты первого этапа исследований уже известны. Они отправлены в КЭРППиТ для изучения. На следующей неделе мы их обнародуем, назовем выявленные некачественные образцы и марки, несмотря на то, что производители к этому относятся очень болезненно», — отметил Герман.

Он подчеркнул, что, согласно правилам мониторинга, ритейлер уведомляется лишь по факту обнаружения некачественного товара. Закупка товара производится специалистами Центра без уведомления торговой сети.

У петербуржцев свой «пищевой менталитет»

Как показывает практика, чаще всего петербургские гурманы недовольны мясной, молочной и рыбной продукцией. Об этом в интервью корреспонденту «БалтИнфо» рассказала начальник отдела контроля качества продукции и услуг по обращениям потребителей СПбГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» Елена Ткаченко.

«Больше всего жалоб приходит на мясные продукты: колбасы, различные деликатесы и консервы. Чаще всего петербуржцы жалуются, что продукт по вкусу не соответствует их представлениям. Это происходит потому, что производители ради экономии заменяют мясные ингредиенты на растительные белки», — сказала Ткаченко.

Аналогичная ситуация, по ее словам, наблюдается и в секторе молочной продукции. В состав масла, творога и других кисло-молочных изделий вводят растительные жиры, не уведомляя при этом потребителя.«По техническому регламенту существует более 90 терминов, которыми могут и должны пользоваться производители, указывая на упаковке товара его реальный состав», — отметила Ткаченко.

Также товар может не соответствовать стандартам по микробиологическим показателям. Это значит, что какую-то оплошность допустили прямо на производстве, поэтому продукт поступил в магазины уже испорченным.

Собеседница агентства отметила, что у петербуржцев «свой пищевой менталитет» и подчеркнула, что Центр контроля качества работает еще и для того, чтобы разъяснять потребителям свойства того или иного товара, методы правильного его употребления.
«Например, качественное оливковое масло первого холодного отжима может вызвать у потребителя настоящий ужас. По нормам, оно делается с небольшой горчинкой. Вкус, цвет и запах у него очень своеобразные – непривычные для нашего потребителя. Таких примеров очень много», — объяснила она.

Ткаченко не согласна с тем, что в Петербурге существует большая проблема по ненадлежащему качеству продуктов питания. По ее словам, главным принципом любого потребителя должен стать закон «помоги себе сам».

«Нет ничего страшного в том, чтобы обратиться в Роспотребнадзор или Центр контроля качества с жалобой. Многие люди относятся к этому предвзято, а зря. Только забота о своих правах сможет защитить потребителя от некачественного питания», — подытожила Ткаченко.

Напомним, ранее громкий случай продажи некачественных продуктов питания произошел в Москве. В гипермаркете «Ашан» предлагали покупателям опасные для жизни морепродукты. В магазине можно было купить не соответствующие требованиям безопасности пивные наборы из семги и осетра, лососевую и форелевую икру, крабовые консервы и устрицы.

Несмотря на жесткий контроль, случаи продаж некачественной продукции в гипермаркетах — далеко не редкость. Как отмечает председатель Межрегионального общественного объединения потребителей Северо-Запада Нонна Лебедева, в Петербурге были претензии к таким гипермаркетам, как «О`Кей», «Пятерочка», «Карусель», остаются на контроле и небольшие магазины.
Роспотребнадзор при обнаружении подобных продуктов ненадлежащего качества забраковывает и снимает с продажи всю партию товара, отмечают в ведомстве. Правда, на проверки он может выходить лишь с согласия прокуратуры и не чаще, чем раз в 3 года на одно предприятие.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments