“Санкт-Петербургский коньячный завод “Арарат” пытается лишить французскую Pernod Ricard прав на товарный знак популярного в России коньяка “Арарат”. На такой шаг петербургский завод решился после того, как Pernod Ricard потребовала от него убрать слово “Арарат”.
Палата по патентным спорам отказала в жалобе “Санкт Петербургского завода “Арарат”, который добивался аннулирования товарного знака “Арарат”, принадлежащего в России Ереванскому коньячному заводу (ЕКЗ). Об этом говорится в материалах Роспатента, которые оказались в распоряжении “Ведомостей”. Петербургский завод в качестве довода приводит тот факт, что слово “Арарат” в названии предприятия было зарегистрировано как фирменное наименование раньше, чем появился аналогичный товарный знак, который принадлежит Pernod Ricard. Гендиректор”Санкт-Петербургского коньячного завода “Арарат” Мелик Шагинян заявил вчера “Ведомостям”, что намерен оспорить решение палаты в арбитражном суде. “Сейчас мы готовим иск”, — говорит Шагинян. “Санкт-Петербургский завод “Арарат” (до 1995 г. Ленинградский винно-коньячный завод “Арарат”) до распада СССР наряду с ЕКЗ и предприятиями в Москве, Киеве и Саратове входил в винодельческий трест “Арарат”, принадлежавший Госагропрому Армении. Коньячные спирты доставлялись в Ленинград из Еревана, купажировались и разливались в бутылки.
В 2002 г. завод был приватизирован по решению правительства Армении, но сохранил прежнее название. Чуть позже французская Pernod Ricard приобрела ЕКЗ, получила эксклюзивные права на товарный знак “Арарат” в Армении и России и стала бороться за монопольное право продавать напитки под маркой “Арарат”. С тех пор Pernod Ricard через суд пытается запретить петербургскому заводу выпускать “Арарат” и добивается исключения этого слова из юридического названия предприятия.
“Мы имеем право претендовать на совместное использование знака или вовсе аннулировать его”, — уверен Шагинян. Сейчас завод выпускает коньяки не под маркой “Арарат”, а под марками “Аръяк 3” и “Аръяк 5”, а на этикетке указывает свое название — завод “Арарат”. “Законодательство этого не запрещает”, — объясняет он. Шагинян считает, что потребитель не спутает его продукцию с продукцией Pernod Ricard: “Мы нисколько не похожи, этикетка и внешний вид бутылки абсолютно разные, никакой сумятицы на рынок это не вносит”. Кроме того, говорит гендиректор, петербургские коньяки дешевле: “Наш трехзвездочный коньяк стоит около 90 руб. за пол-литра, пятизвездочный — 110 руб.”. Петербургский завод продает около 500 000 дал коньяков в год, сообщает Шагинян, преимущественно на региональном рынке.
В решении палаты по патентным спорам приводится аргумент Pernod Ricard, что слово “Арарат” никогда не принадлежало петербургскому заводу, а было “в приказном порядке включено в его фирменное наименование исключительно для продвижения продукции ЕКЗ”. Кроме того, по мнению Pernod Ricard, “наименование «Арарат» может ассоциироваться только с армянским производителем одноименного коньяка”. От комментариев в “Перно Рикар Русь” вчера отказались.
“Решение палаты принято грамотно и обоснованно. Шансов доказать в суде обратное немного”, — считает замначальника отдела юридической фирмы “Городисский и партнеры” Николай Богданов. Он уверен, что у потребителей не вызывает сомнений тот факт, что под маркой “Арарат” продается продукция Ереванского завода.
Справка:
Pernod Ricard входит в тройку крупнейших в мире алкогольных компаний. В прошлом году оборот составил $6,328 млрд, чистая прибыль – $777 млн. Основные марки – Chivas Regal, Havana Club, Beefeater, Jameson, Martell и др. В 2005 г. совместно с Fortune Brands приобрела компанию Allied Domecq. В России владеет “дочкой” – ЗАО “Перно Рикар Русь”, которому принадлежит Иткульский ЛВЗ (водка “Алтай”). Pernod Ricard владеет Ереванским коньячным заводом (марки “Арарат”, “Тамада” и др.). По данным “Бизнес Аналитики”, в ноябре – декабре 2005 г. на марку “Арарат” приходилось 7% рынка бренди.