В российской розничной торговле появляется все больше оптимистов, отмечающих улучшение, хотя ритейлеров-пессимистов по-прежнему большинство. Государство обещает ухудшение ситуации из-за падения доходов населения. Но в магазинах творится что-то странное: граждане отказывают себе в водке и пиве, зато усиленно покупают коньяк и шампанское.
Розничная торговля в России понесла из-за кризиса серьезные потери, и ей еще предстоят нелегкие времена, но количество оптимистов в этой сфере, отмечающих улучшение экономической обстановки, в апреле-июне этого года начала расти. Впрочем, доля ритейлеров-пессимистов, отмечающих ухудшение ситуации, продолжает оставаться очень высокой, свидетельствуют данные опроса Росстата.
Ритейлеры — робкие оптимисты
Как выяснилось, доля предприятий розничной торговли, отмечающих улучшение экономической ситуации в России, во II квартале увеличилось до 13% по сравнению с 11% в I квартале. Доля тех, кто считает, что ситуация не изменилась, выросла до 66% с 61% кварталом ранее. В то же время процент предприятий, считающих, что ситуация ухудшается, продолжает превышать долю "оптимистов". В апреле-июне их было 21%, в январе-марте — 23%.
Как сообщается в докладе Росстата, индекс предпринимательской уверенности, составляемый на основе опросов участников отрасли и характеризующий деловой климат в розничной торговле, во II квартале имел положительное значение и составил 1,9%, по сравнению с отрицательным значением индекса в I квартале.
В качестве основных факторов, ограничивающих деятельность организаций розничной торговли во II квартале, опрошенные предприниматели назвали высокую конкуренцию со стороны других организаций розничной торговли (60% от общего числа респондентов), недостаточный платежеспособный спрос населения (55%), высокий уровень налогов и недостаток финансовых средств (40%), высокую арендную плату (30%).
При этом более половины опрошенных предпринимателей считают, что в III квартале 2009 года экономическая ситуация в розничной торговле не изменится, а 12% полагают, что она продолжит ухудшаться. В ближайшие три месяца каждый пятый опрошенный руководитель торговых организаций собирается уменьшить оборот продаж в натуральном выражении, 10% — снизить среднюю численность работников. Одновременно каждый пятый предприниматель ожидает снижения прибыли, 55% — дальнейшего роста цен на товары, при этом 8% из опрошенных планируют повысить уровень торговой наценки, за снижение которой недавно боролся премьер-министр Владимир Путин (правда, в отдельно взятой розничной сети).
Реальность сурова, будущее — еще хуже
Действительно, розничным сетям есть от чего впасть в печаль. Как свидетельствую данные того же Росстата, в мае продолжилась тенденция углубления падения потребительского спроса. Оборот розничной торговли в России в мае 2009 года сократился на 5,6% по сравнению с маем 2008 года и составил 1 трлн 167 млрд рублей. Это самое существенное снижение данного показателя с начала года.
На протяжении 2008 года показатель розничного оборота демонстрировал положительную динамику. Показатели роста колебались в пределах 10-18% в месяц, только к декабрю снизившись до 4,8%. С февраля текущего года рост сменился падением. В феврале показатели были на 1,4% ниже прошлогодних, в марте — на 3% и в апреле — на 4,5%.
А дальше, по расчетам правительства, будет еще хуже. По оценке министерства экономического развития, оборот розничной торговли в 2009 году снизится на 5,8%, и сможет подрасти только по итогам 2010 года, да и то лишь на 1,5%. Реальные доходы населения, которые должны двигать розницу, по прогнозу министерства, в 2009 году снизятся 4,1%, в 2010 году — вырастут на 1,1%, в 2011 году — на 2,8%, в 2012 году — на 4,2%.
Кризисные предпочтения: коньяк с шампанским вместо водки с пивом
Но все ли действительно так плохо? Та же статистика подает противоречивые сигналы. Например, если посмотреть на динамику продаж спиртных напитков, окажется, что народ стал меньше покупать водки и пива, зато активизировал покупки коньяка и шампанского. Получается, народ не так уж экономит на спиртном?
Так, розничные продажи пива в России за пять месяцев текущего года снизились на 6,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составили 431,4 млн декалитров (дкл) против 461,2 в январе-мае 2008 года. Водки и ликероводочных изделий пить стали меньше — продажи этой товарной категории сократились на 3,6% по сравнению с началом минувшего года.
В то же время выросли розничные продажи вина, коньяков и шампанского. В январе-мае в России было продано 40,3 дкл виноградных и плодовых вин — на 1,1% больше, чем годом ранее, 4,2 дкл коньяков — на 2,9% больше и 10,5 дкл шампанских и игристых вин (рост на 5,4%).