Главная улица советской моды — Кузнецкий Мост — с распадом Союза сохраняет и расширяет специализацию. В середине девяностых здесь открываются первые люксовые бутики, в них одевается вся элита столицы.
Мировой люкс открывает Москву сразу после Перестройки, но всерьёз начинает заходить только в 1993-м. Осенью в гостинице «Славянская» начинает работу торговая галерея Saint George Street, в ней — магазины брендов Trussardi, Cezars Shoes, Cezar Clothing, Danata, Pentel, Tino Fontana, а также три ресторана, салон красоты и клуб здоровья. На открытие из Италии приезжает сам Никола Труссарди. Один из бутиков в галерее — Mercury — принадлежит тёзкам-бизнесменам Леониду Фридлянду и Леониду Струнину; спустя несколько лет их Mercury Group будет контролировать огромный кусок рынка люкса столицы, в портфеле компании окажутся десятки мировых брендов — от Chanel, Prada и Yves Saint Laurent до премиум-автомобилей, а также столичный ЦУМ.
Сердце московского люкса формируется на Кузнецком Мосту и в соседних переулках. Улица ещё до революции имеет славу модного центра Москвы, а при Союзе здесь работает Дом моделей — одно из немногих в стране мест, связанных с модой. Весной 1994-го наискосок от него открывается первый в столице бутик Versace. Это историческое событие: роскошная марка точно попадает в представление русской элиты о прекрасном, все девяностые итальянский люкс — униформа новой аристократии. Говорят, именно Джанни Версаче вводит моду на малиновые пиджаки в России — впрочем, в реальности больше популярны строгие фирменные костюмы и вечерние платья «от Versace».
Чуть раньше в квартале от Кузнецкого моста, в Столешниковом переулке, компания предпринимателя Халеда Джамиля «ДжамильКо» открывает бутик Levi’s. Западные партнёры в перспективу монобрендового магазина не очень верят — но успех огромный: за джинсами сразу выстраиваются очереди. Следующие годы «ДжамильКо» активно осваивает переулок, который так и останется его вотчиной — и от массовых премиум-марок к «настоящему» люксу перейдёт только в 1997-м, когда привезёт в Россию Escada и Wolford; позже к ним присоединятся такие знаковые бренды, как, например, Hermes и Burberry.
В 1993-м открываются и первые модные магазины в «Петровском пассаже» на Петровке. Ими владеет бизнесмен Михаил Куснирович — основатель компании Bosco di Ciliegi. Куснирович делает ставку на «средний» сегмент люкса и начинает с сотрудничества с итальянскими марками Nani Bon, Guinco и Fiume. К концу девяностых Bosco di Ciliegi — третий гранд московской моды для обеспеченных. Так же, как конкуренты, Куснирович вскоре купит себе целый универмаг — ГУМ, и соперничество двух главных советских универмагов продолжится уже в новых декорациях.
Большая часть люксового импорта, конечно, «серая»: бывает даже, брендовую одежду ввозят в страну на вес — как секонд-хенд. Дистрибьюторы не стесняются ломить дикие наценки, из-за которых одежду становится выгоднее покупать за границей, к тому же в российских магазинах вполне попадаются подделки — всё это сильно раздражает бренды. Но на самостоятельную работу решаются немногие: только в 2002 году в Россию без посредников зайдёт Louis Vuitton. Тренд оформится лишь к концу 2000-х, когда сотрудничество с Mercury Group прекратят сразу несколько премиальных марок — в том числе Prada и Chanel, а от «ДжамильКо» уйдёт Guess.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.
Этот текст – часть нашей книги «История российской торговли: 90-е». Прямо сейчас мы собираем деньги на издание: можно (и нужно) оформить предзаказ на книгу. В цифровом виде выйдет 1/5 книжного материала (примерно 36 заметок из почти 200). Если мы не соберем средства и не продадим тираж, то материал, к сожалению, «ляжет в стол» до лучших времен, а скорее всего – никогда не выйдет.