Вчера Роспотребнадзор запретил ввозить в Россию “Боржоми”, посчитав ее небезопасной для здоровья. Владелец марки, компания GG&MW, прекращает отгрузку воды дистрибуторам, а региональные торговцы спешно убирают “Боржоми” с полок своих магазинов.
В четверг поздно вечером главный санитарный врач страны, руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко направил письмо в Федеральную таможенную службу, в котором попросил не допускать ввоза в Россию минеральной воды “Боржоми” из Грузии. С завтрашнего дня Роспотребнадзор прекращает действие санитарно-эпидемиологических заключений на “Боржоми” — как говорится в письме, “до устранения причин и условий, способствовавших совершению нарушений”. “При отсутствии заключений эта продукция пропускаться через границу не будет”, — подтвердила вчера начальник пресс-службы ФТС Ирина Скибинская.
Онищенко объяснил свое решение тем, что ранее его ведомство обнаружило в стране большие партии “Боржоми”, которая не соответствовала санитарным нормам. В конце апреля Роспотребнадзор приостановил продажу 25 000 бутылок “Боржоми” из-за отсутствия документов, подтверждающих качество и безопасность этой минеральной воды, — санитарно-эпидемиологических заключений.
Вчера в GG&MW “Ведомостям” заявили, что с пятницы поставки “Боржоми” со складов в розницу прекращены, а импорт воды из Грузии остановлен. “Но мы считаем, что запрет ввоза «Боржоми» безоснователен”, — говорит пресс-секретарь GG&MW Сергей Рыбак. По его словам, компания не получала никаких официальных претензий от Роспотребнадзора и не располагает протоколами лабораторных исследований воды, проведенных санитарным ведомством.
В GG&MW пока не готовы назвать ущерб от запрета, но в прошлом году компания продала в России “Боржоми” на сумму около $50 млн. По словам Рыбака, ежегодно компания тратила на продвижение бренда в стране около $5 млн, еще $2 млн GG&MW вложила в борьбу с подделками. Теперь потерю “Боржоми” в России GG&MW планирует возместить, продвигая здесь свои украинские минеральные воды “Моршинская”, “Миргородская” (по данным “Бизнес Аналитики”, занимают примерно 0,5% московского рынка в стоимостном выражении ).
Поскольку запрещен только ввоз “Боржоми”, а не ее продажа, столичные торговые сети пока не спешат убирать воду с полок своих магазинов. “Мы не получали никаких предписаний и продолжаем продавать “Боржоми”, — сообщил первый замгендиректора “Мосмарта” Семен Слуцкий. То же говорят в “Седьмом континенте” и “Рамсторе”.
Но в регионах продавцы решили не дожидаться указаний Роспотребнадзора и действуют самостоятельно. Нижегородская розница начала снимать “Боржоми” с прилавков вчера. Управляющий местного торгового центра Metro Cash & Carry Александр Мальчевский говорит, что “пока вся продукция лежит на складе, вопрос о возврате решится позже”. А нижегородские сети “Райцентр” и “Медведь” уже возвращают воду поставщикам. Прекратили торговлю “Боржоми” и большинство опрошенных “Ведомостями” крупных ростовских сетей.
“Жаль, что такой раскрученный бренд уходит с рынка, но есть “Ессентуки” и другие лечебные воды, они и заменят “Боржоми”, — рассуждает Алексей Зудин, гендиректор ВКТ (нижегородская сеть магазинов “Райцентр”).
Председатель совета директоров компании “Вимм-Билль-Данн” (выпускает “Ессентуки”) Давид Якобашвили удивлен претензиями к “Боржоми”. “Вся вода «Боржоми», которую я пил, была достаточно хорошего качества. Хотя, конечно, если где-то производились подделки, хорошо бы разобраться”, — считает он. С уходом этой воды с рынка Якобавшили прогнозирует, что спрос на “Боржоми” распределится между основными конкурирующими марками — “Нарзан”, “Славяновская” и “Ессентуки” — примерно в равных долях.
Письмо Онищенко вызвало негодование грузинских властей, которые называют решение о запрете “Боржоми” политическим. “Ни о какой фальсификации, плохом качестве, что постоянно придумывает Онищенко, не может быть и речи”, — заявил вчера министр сельского хозяйства Грузии Михаил Свимонишвили. “Это еще раз показывает, что принимаемые в Москве решения носят политический характер, так как никаких сомнений в качестве «Боржоми» нет”, — вторит ему премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели. При этом он отметил, что грузинская сторона “по-прежнему будет активно работать для возвращения на российский рынок своей продукции”. В этом не сомневаются и в GG&MW. “Боржоми” обязательно вернется в Россию“, — обещает Рыбак.
Справка:
Единственным производителем “Боржоми” является Georgian Glass & Mineral Water/IDS (GG&MW). Около 60% “Боржоми” продается в России. По данным компании, в 2005 г. ее оборот превысил $120 млн. По данным “Бизнес Аналитики”, доля “Боржоми” в денежном выражении на московском рынке минеральной воды в I квартале 2006 г. составила 27,5% (“Ессентуки” – 16,4%, “Новотерская целебная” – 10%, “Нарзан” – 8,6%).