Онлайн-торговля в России будет набирать обороты, причем основным драйвером роста станут регионы, несмотря на большую доступность в них оффлайн-магазинов и проблему доставок от онлайн-ритейлеров. Россияне будут больше покупать через интернет и чаще оплачивать покупки кредитными картами, считают эксперты. Такие мнения были озвучены на 8-й конференции по интернет- и многоканальным продажам "Электронная Торговля 2012" в середине октября в Москве.

Согласно данным исследовательского агентства Data Insight, в 2011 году объем российского рынка онлайн-торговли составил примерно 10,5 миллиарда долларов (310 миллиардов рублей). Данная оценка включает в себя как интернет-продажи физических и цифровых товаров, так и продажи билетов (авиа, ж/д и на культурные мероприятия). Если исключить сегмент авиа- и железнодорожных билетов, который часто оценивается отдельно, то рынок составил 8,1 миллиарда долларов (240 миллиардов рублей).

В 2011 году обороты розничной интернет-торговли в России были сопоставимы с Италией, Испанией и Бразилией, однако существенно отставали от США и ЕС. Доля интернет-торговли в общем объеме розничной торговли в России составила менее 2% против 7% и 9% в США и большинстве западноевропейских стран соответственно.

Инвестиции

По словам редактора и основателя онлайн-издания East-West Digital News Адриана Хенни, инвесторов, в том числе и зарубежных, очень интересует российский рынок электронной торговли, в первую очередь, из-за быстрого развития. Рынок только начинает развиваться и, как следствие, имеет большой потенциал, хотя, по его мнению, для этого необходимы огромные инвестиции в инфраструктуру.

Согласно исследованию Fast Lane Ventures, в 2010 и 2011 годах электронная коммерция в широком смысле была главным направлением венчурных инвестиций в РФ. Отрасль привлекла более 450 миллионов долларов венчурных капиталовложений, если учитывать только публичные сделки. В 2010 году на российском интернет-рынке проведено 59 сделок, в 2011 году количество сделок увеличилось почти в 3,6 раза – до 215.

По словам старшего инвестиционного аналитика Fast Lane Ventures Андрея Куликова, сегодня – в силу заметного роста интереса инвесторов и развития инфраструктуры, у молодых предпринимателей появляется все больше возможностей "стартовать" бизнес, однако рассчитывать на "легкие деньги" после старта не приходится. Создание интернет-компаний в России обходится не намного дешевле, чем, например, в США, а ожидания инвесторов по возврату вложений вполне сопоставимы с Америкой и Европой. Поэтому российским интернет-строителям, создающим новые бизнесы на гораздо меньшем рынке, придется приложить немало усилий, чтобы получить финансирование на более поздних раундах.

Что покупают

Самые популярные категории товаров, которые россияне предпочитают приобретать через интернет, это: бытовая техника (предметы домашнего обихода) и потребительская электроника – в 2011 году товарооборот данной категории составил примерно 58 миллиардов рублей; затем следуют категории компьютеров и сопутствующих товаров, а также одежды и обуви, товарооборот которых по итогам 2011 года составил по 35 миллиардов рублей в каждой категории. Самые непопулярные категории товаров по итогам 2011 года – это подарки, медицинские принадлежности, лекарства и украшения.

Это отчасти подтверждает и генеральный директор "Молоток.Ру" Игорь Тарасенко: "На торговой площадке в части потребительских категорий нет существенных различий от других проектов e-commerce в России. Безусловным лидером спроса является категория мобильных телефонов. Также весьма популярна категория одежды и обуви. Весьма сильна категория украшений и часов, фототехники и автомобильной электроники. Ну и безусловным лидером предложения на торговой площадке неизменно остается категория "Антиквариат и коллекционирование"".

"Если смотреть на статистику Ozon.ru, то одна треть — это книги, одна треть – электроника и одна треть — остальные категории, — говорит глава пресс-службы Ozon Holdings Мария Назамутдинова. Быстрее всего растут товары для детей, для дома, косметика. Отдельно стоит отметить сегмент онлайн-трэвел услуг, наш проект OZON.travel показывает высокие темпы роста, в первом полугодии 2012 оборот вырос в 2,5 раза. Также в интернете активно продается одежда и обувь, наш обувной проект Sapato.ru тому подтверждение".

Кто покупает

Данные за шесть месяцев 2011 года, которые приводит Data Insight, свидетельствуют о том, что число онлайн-покупателей в России достигло 18 миллионов человек (на 16% больше показателя за 2010 год) — это примерно 30% от общего числа российских пользователей интернета и 15% от числа взрослых жителей России. Аналитики отметили сильную взаимосвязь между уровнем доходов и потребительской активностью в сети: в среднем по стране только 28% людей с самыми низкими доходами покупают через интернет, этот показатель достигает 64% в группе с наиболее высокими доходами (более 75 тысяч рублей в месяц).

Столицы и регионы

По данным агентства Data Insight за 2011 год, большая часть онлайн-покупателей сосредоточена в Москве и Московской области – 5,4 миллиона человек (48% от общего числа потребителей онлайн-торговли в категории 18+) и в Санкт-Петербурге – 1,3 миллиона (34%), в остальных федеральных округах доля онлайн-покупателей составила от 11 до 22% всех взрослых жителей. Всего на две столицы приходится 6,7 миллиона человек, а на регионы – 11,6 миллиона.

Среди нескольких серьезных препятствий развитию электронной торговли в регионах в EWDN называют низкую маркетинговую активность и осведомленность об областных интернет-магазинах – что, вероятно, в значительной мере будет преодолено в ближайшем будущем. Другие факторы, такие как большая доступность в регионах оффлайн-магазинов, ценовое преимущество и проблемы доставок от онлайн-ритейлеров, будут по-прежнему затруднять развитие электронной торговли в регионах России. Тем не менее, несколько федеральных онлайн-ритейлеров, создавших собственную логистическую базу общенационального уровня, уже отметили, что их продажи в регионах повысились на 50%. Это, в частности, Ozon.ru, Molotok.ru и Svyaznoy.ru.

По словам Назамутдиновой, основной фокус компания делает на открытии пунктов выдачи заказов в регионах. Сейчас их уже более 2 тысяч. В холдинге заметили, что как только Ozon.ru открывает пункт выдачи заказов в городе, в течение нескольких месяцев продажи удваиваются.

"На сегодняшний день доля покупок и продаж в регионах составляет более 60% всего оборота на торговой площадке Molotok.ru, — говорит Тарасенко. Это органическая доля, не требующая никаких усилий со стороны маркетинга площадки. Множество продавцов начинают торговать на площадке именно в силу своего регионального месторасположения. Так, например, города Калининград, Владивосток, Хабаровск сильны продавцами одежды и электроники из-за близости крупнейших рынков Китая и Европы. Продавцы Новосибирска, Омска и Екатеринбурга успешны, находясь в центре страны и по существу имея возможность быть посредниками между двумя сторонами России, также обеспечивая рынки собственных городов и регионов. Санкт-Петербург неизменно является лидером среди продавцов уникальных антикварных товаров".

По мнению Тарасенко, важной задачей самой торговой площадки является стимулирование покупок в других городах. Так, например, доля покупок между регионами значительно меньше и составляет только 20%. Это означает, что покупатели предпочитают покупать в своем городе, нежели заказать товар из Москвы или другого крупного города с развитым предложением. Тарасенко объясняет это, прежде всего, сроками доставки, боязнью оплачивать по предоплате и невозможностью или крайней трудностью возврата непонравившегося товара, если он приобретен в другом регионе.

Драйвера роста

Среди основных драйверов роста рынка онлайн-торговли в РФ в 2011-2012 годах сооснователь и партнер исследовательского агентства Data Insight Борис Овчинников называет: рост доли покупающих в интернете среди ранее подключившихся к сети; рост количества пользователей интернета; диверсификация онлайн-покупок. Хотя, по его мнению, второй фактор постепенно перестает работать, так как происходит явное замедление темпов роста российской интернет-аудитории. Так, в 2010 году рост месячной интернет-аудитории составил 24%, в 2011 году – 22%, а в текущем аналитик предсказывает только 12% рост интернет-аудитории.

Fast Lane Ventures обозначила свои тренды развития российского рынка электронной коммерции в 2012 году. В частности, согласно данным компании, главные офлайновые ритейлеры продолжают выходить на рынок электронной торговли, параллельно развиваются онлайн-офлайновые концепции. Логистика и доставка – по-прежнему проблемные места для электронной коммерции в регионах, при этом крупные игроки рынка преодолевают эти барьеры путем создания собственных инфраструктурных возможностей. Оплата наличными остается общим правилом при покупке физических товаров, но торговцы активно ищут пути решения этой проблемы.

С данными FLV соглашаются и представители российского онлайн-бизнеса. В частности, глава российского eBay Владимир Долгов считает, что в ближайшее время онлайн-ритейлеров потеснят уже существующие офлайн-магазины. Пока крупнейшие игроки еще не пришли в российскую интернет-коммерцию, однако в ближайшие годы в сторону e-commerce будут "мигрировать" все ритейлеры — как мелкие, так и самые крупные.

Еще одним важным трендом, по мнению Долгова, станет "вымывание" наличных денег из расчетов как в офлайне, так и при доставке онлайн-заказов. "Наличка" будет вытесняться мини-терминалами, позволяющими принимать оплату банковской картой через обычный смартфон. По данным онлайн-магазина "Холодильник.ру", доля оплаты кредитными картами в их офлайновых точках достигает 30%, тогда как в интернете доля кредитных карт составляет всего 3%.

Прогноз

Согласно прогнозу Овчинникова, в целом за 2012 год ожидается рост онлайн-продаж в России на 28% — до 410 миллиардов рублей, из которых 290 миллиардов рублей придется на материальные товары, а в 2013 году рынок вырастет еще на 25% по отношению к показателю за текущий год. Объем российского рынка онлайн-торговли удвоится в 2014 году и превысит 20 миллиардов долларов по сравнению с 2011 годом.

По данным Data Insight, к 2015 году рынок онлайн-торговли в РФ вырастет в 2,5 раза – до 23-30 миллиардов долларов по отношению к 2010 году. Это соответствует более чем 5% объема всей розничной торговли в РФ. Для сравнения, в 2011 году это показатель составлял 1,23%. Самые быстрые темпы роста – в 3,6 раза и более – ожидаются в регионах с появлением к 2015 году значительного числа новых интернет-пользователей.

В долгосрочной перспективе, согласно умеренному прогнозу, объем рынка интернет-торговли в России может достигнуть к 2020 году 50 миллиардов долларов или 6% от общей розницы в РФ, а через 15-20 лет – 150 миллиардов долларов, следует из материалов онлайн-издания EWDN.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar