Введение закона о торговле усложнило жизнь участникам рынка. Поставщики жалуются на ужесточение условий работы с сетями.
Закон действует с 1 августа, но перезаключить договоры успели не все. Х5 Retail Group подписала контракты с поставщиками, которые покрывают около 95% товарооборота компании, говорит Александр Павлов, директор Северо-Западного филиала X5. С основной массой поставщиков перезаключила договоры «Продовольственная биржа» (сеть «Полушка»), рассказал ее коммерческий директор Михаил Ломоносов. «Диета-18» успела перезаключить договоры со всеми поставщиками, корректировка документов началась еще в марте, доволен заместитель гендиректора ритейлера Игорь Бернштейн. Великолукский мясокомбинат пока перезаключил договоры на поставку только с крупными сетями, говорит Дмитрий Лаврухин, начальник отдела сетевых продаж представительства компании по Петербургу.
Новый закон запрещает ритейлерам взимать бонусы помимо премий за объем (не более 10%), отсрочка платежа для продуктов со сроком годности до 10 дней — не более 10 дней, 30 дней — до 30, больше месяца — 45. До вступления закона в силу некоторые сети платили с отсрочкой до 35-40 дней, сейчас отсрочка везде сократилась до 10 дней, доволен Олег Еремин, начальник отдела по работе с ключевыми клиентами ОАО «Хлебный дом».
Условия работы с сетями однозначно ухудшились, отмечает Сергей Горнак, заместитель коммерческого директора ЗАО «Санкт-петербургский молочный завод «Пискаревский». По его словам, воспользовавшись неопределенностью и сжатыми сроками перезаключения договоров, торговые сети увеличили отсрочку с 5-10 дней до 7-14, а также размер премии.
Перезаключение договоров отвлекло ресурсы компании, сетует Ломоносов. В договорах с некоторыми сетями появились неоправданно высокие штрафы — 100 000 руб. за единицу некачественного товара, рассказал Горнак. Хотя договоры с таким пунктом подписаны, попытки его применения будут оспариваться в суде, добавил он. В «Продовольственной бирже» при недопоставках товара или нарушении сроков действуют штрафные санкции в размере 10% от стоимости недопоставленного товара, говорит Ломоносов.
Великолукскому мясокомбинату, по словам Лаврухина, предлагали заключить соглашения на допуслуги, например мерчандайзинг. «Мы сами отвечаем за выкладку товара, сторонним людям очень сложно ее обеспечить», — говорит он. Отказывается от таких договоров и Пискаревский завод: стоимость услуг высока, а услуга вряд ли может увеличить товарооборот компании, говорит Горнак. А «Арла фудс артис» подписывает допсоглашения по мерчандайзингу — это необходимые услуги, считает гендиректор компании Михаил Ляско.