Общие доходы группы компаний в 2005 г. составили 1,185 млрд долл. Менеджмент выполнил обещание, данное акционерам.
Национальная торговая сеть «Перекресток» добилась в 2005 г. выполнения амбициозных планов, которые, как не раз заявлялось ранее, потребовали от всех подразделений беспрецедентной мобилизации сил. Чистая выручка по МСФО выросла на 53,6% – до 1,014 млрд долл. «Изначально мы рассчитывали лишь подойти к планке в 1 млрд долл. выручки, – признался в эфире РБК-ТВ весьма осторожный в прогнозах финансовый директор «Перекрестка» Виталий Подольский. – Но итоговая цифра оказалась выше, что нас радует и подтверждает серьезность планов активного развития компании на будущее».
ЗАО «Торговый дом «Перекресток» основан «Альфа-Групп» в 1995 г. По состоянию на середину прошлого года, «Альфа-Групп» контролировала более 80% бумаг ЗАО через зарегистрированную в Гибралтаре компанию Perekrestok Holdings (остальные акции распределены между менеджментом и международным инвестфондом Templeton). По итогам 2004 г. чистая выручка «Перекрестка» по МСФО составила 660 млн долл., операционная прибыль – 30 млн 246 тыс. долл., чистая прибыль – 16 млн 847 тыс. долл. В первом полугодии 2005 г. выручка группы по МСФО в годовом выражении возросла на 55% – до 467 млн долл. EBITDA увеличилась на 33% – до более чем 34 млн долл., чистая прибыль – на 11,2% (до 15 млн долл.). Большая часть финансовых показателей года еще не объявлена.
Эксперты ранее отмечали растущий вклад регионов в общую выручку компании (в 2004 г. доля регионов увеличилась с 6,4% до 20,2%, а по итогам шести месяцев 2005 г. – почти до 40%). В 2005 г. группа учредила новые региональные филиалы («Татарстан» и «Украина») и открыла, помимо столичного региона, магазины в Петербурге, Казани, Чебоксарах и еще ряде городов РФ, а также в Киеве. Впрочем, по словам Виталия Подольского, рекордный рост показателей пришелся на давно работающие магазины в Москве (17,8%) и Петербурге (более 30%). И этот резерв «внутреннего роста», по словам финансового директора группы, не исчерпан. В частности, в рамках сокращения издержек «Перекресток» уменьшил количество работников на каждый магазин на 20% и намерен сократить еще на 10%.
«Результаты «Перекрестка» весьма впечатляющие, – считает аналитик ИК «ФИНАМ» Ольга Самарец. – Рост выручки более чем на 50% – это очень хороший показатель даже для бурно развивающегося российского ритейла. Для сравнения – оборот «Седьмого континента» в прошлом году увеличился, по данным компании, на 44%». «Уже хорошо то, что компания уложилась или даже чуть превысила собственные прогнозы по выручке, что удалось не всем конкурентам сети, – считает Юлия Кнунянц из ИК «Антанта Капитал». – Что касается темпов открытия новых магазинов, то они ниже, чем у некоторых других сетей. Но это не значит, что все плохо: у каждого своя стратегия развития, ориентированная на различные показатели и разный сегмент рынка. «Перекресток», на мой взгляд, занимает специфическую нишу где-то между «Седьмым континентом» и «Пятерочкой»». «»Перекресток» уделяет повышенное внимание к операционной эффективности, демонстрируя, в частности, рост выручки каждого магазина», – говорит Михаил Красноперов из ИФК «Метрополь».
Ольга Самарец, отмечая, что «Перекресток» немного «не дотянул» до ожидавшегося количества магазинов – в 2005 г. его планировалось довести до 137, говорит что, тем не менее, налицо «активная региональная экспансия сети, которая способствует значительному росту оборота и укреплению позиций «Перекрестка» на рынке». Однако, по мнению аналитика, «компании следует задуматься и о повышении рентабельности, которая в последние годы была ниже, чем у конкурентов (по прогнозам ИК «ФИНАМ», чистая рентабельность компании в 2005 г. осталась на уровне 2004 г. – порядка 3%. У того же «Седьмого континента» этот показатель по итогам прошлого года был на уровне 6%»)».
По словам Виталия Подольского, на показателях рентабельности, разумеется, не могли не сказаться темпы роста компании, о снижении которых на следующий год и речи нет. Инвестиционная программа «Перекрестка» на ближайшее время составляет рекордную для рынка цифру – не менее 350 млн долл., которые компания намерена привлечь как благодаря традиционным внутренним ресурсам (акционеры решили повременить с дивидендами – вся прибыль направляется на развитие), так и за счет кредитов и «рынка рублевых обязательств». Высокие темпы развития диктуются рынком – с одной стороны, его возможности «остаются безграничными», с другой – конкуренция на нем растет. «Не в последнюю очередь за счет западных сетей, завоевывающих все более значительную долю», – говорит финансовый директор «Перекрестка».