Пока новая элита России покупает авто с конвейера через дилеров, народ, накопивший на подержанную иномарку, решает вопрос поставки товара своими силами. Появляется новая профессия — перегонщик, а перегон авто из-за рубежа в страну быстро становится одним из самых опасных занятий.
Первыми путь в новую жизнь для автохлама Европы открывают офицеры Советской армии из Германии. Сначала машины гоняют для себя, потом, по мере развала страны — на продажу. Тем же на Дальнем Востоке заняты моряки торгового флота. Два главных маршрута: Германия — Польша — СНГ и Япония — Владивосток — Москва.
Оба направления в начале девяностых — почти «дороги смерти»: у ввезённых машин из документов — пара бумажек, и перегонщики становятся простейшей добычей для криминала. В Польше трясёт местная братва: выбрасывают водителя, и у толком ещё не оформленной машины появляется новый хозяин. На Украине, вдоль трассы Варшава — Киев, стригут дань организованные группировки — причём в каждой области свои, и за поездку можно отдать всё, что ещё осталось. Встречаются и беспредельщики: эти просто закапывают водителя в ближайшем лесу, а авто перепродают. На Дальнем Востоке братва работает в портах: Ванино, Находка и особенно Владивосток — новые криминальные столицы страны. А ведь машину ещё нужно довезти до населённых регионов: об опасности перегонов иномарок через всю страну ходят легенды — придуманного в них не так много.
В городах возникают стихийные авторынки, обычно — у крупных магистралей и на выездах. Там тоже небезопасно: расчёты наличными, и желающих ограбить или банально кинуть хватает. Но гонять машины всё равно выгодно: ещё крепкий «Мерседес» за 500–1000 баксов можно перепродать в пять раз дороже — желающих рискнуть хватает. Ещё выгоднее возить хлам с японских свалок: покупаешь по цене металлолома, продаёшь как полноценную машину. Некоторые даже ездят дольше месяца.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.
Этот текст – часть нашей книги «История российской торговли: 90-е». Прямо сейчас мы собираем деньги на издание: можно (и нужно) оформить предзаказ на книгу. В цифровом виде выйдет 1/5 книжного материала (примерно 36 заметок из почти 200). Если мы не соберем средства и не продадим тираж, то материал, к сожалению, «ляжет в стол» до лучших времен, а скорее всего – никогда не выйдет.