Компания Frito Lay (снэковое подразделение PepsiCo, ТМ Lay’s, Cheetos, Хрусteam) подписала соглашение с крупнейшим российским производителем рыбных снэков группой «Золотой терем» о включении в свой дистрибуторский портфель ее основной марки «Баренцев». Другие производители считают, что совместная дистрибуции является подготовкой к продаже «Золотого терема» американцам, стоимость возможной сделки оценивается в $60 млн.

О предстоящей дистрибуции сушеных морепродуктов под маркой «Баренцев» “Ъ” рассказали в компании PepsiCo. «Мы будем продавать марку с апреля на всей территории России, за исключением нескольких регионов, где у “Золотого терема” сохранятся контракты с прежними дистрибуторами»,— говорит директор по коммуникациям PepsiCo Александр Костиков. По его словам, партнерство с «Золотым теремом» завершит создание комплексного портфеля закусок, который охватит все ключевые сегменты рынка снэков. В планах PepsiCo — довести оборот Frito Lay Russia до $1 млрд в течение четырех лет, добавил источник, близкий к компании.

Президент «Золотого терема» Марк Гусаров подтвердил партнерство. Оно может существенно увеличить розничное покрытие продукции «Золотого терема»: сейчас, по данным «Бизнес Аналитики», марка «Баренцев» есть в 33% точек, торгующими снэками, в основном в Центральной России, Поволжье, на Урале. В PepsiCo говорят, что покрывают 98% всей российской продуктовой розницы.
Американская PepsiCo Inc.— второй по величине в мире производитель продуктов питания и безалкогольных напитков с годовым оборотом порядка $60 млрд. В России компании принадлежит шесть заводов по выпуску газированных напитков, один завод по выпуску снэков. В 2008 году приобрела крупнейшего производителя соков ОАО «Лебедянский» (завод в Липецкой области).
Группа «Золотой терем» создана в 2000 году. Основным бенефициаром компании считается Марк Гусаров. Владеет тремя производственно-логистическими комплексами в Ржеве Тверской области.

На самом рынке рыбных снэков, по оценке экспертов, в последнее время отмечалось снижение продаж. «Если до середины 2008 года сегмент рос ежегодно на 7%, то с начала кризиса рынок просел на 30–35%, поскольку потребители стали переходить на недорогие закуски — сухарики, орешки, чипсы,— отмечает аналитик Рыбного союза Тимур Митупов.— Впрочем, сейчас рынок стабилизировался, и я думаю, что в течение ближайших лет он будет расти на 5–7% в год». Сейчас, по данным господина Митупова, годовые продажи рыбных снэков составляют $250–280 млн. По данным «Бизнес Аналитики», морепродукты занимают 24% снэкового рынка. Крупнейшими игроками в этом сегменте во втором полугодии 2009 года являлись «Золотой терем» (доля — 21%), «Сибирский берег» (ТМ Beerka; 20%), «Дальпико» (11%), «Сухогруз» (7%), «Морегранд» (ТМ SeaZone; 5%).

Экс-гендиректор компании «Сибирский берег» Александр Ладан рассказывает, что PepsiCo давно пыталась сотрудничать с производителями рыбных закусок, в том числе купить уже готовый бизнес. «Возможно, что дистрибуция “Баренцева” — это их пробный шаг на этом рынке, и впоследствии они купят “Золотой терем”»,— предполагает он. Вся компания, по его мнению, сегодня стоит около $60 млн. Другой участник рынка рассказывает, что решение о продаже владельцы «Золотого терема» приняли еще несколько лет назад. «С тех пор компания стала более прозрачной, выпустила облигации»,— говорит он. 

Господин Гусаров заявил, что сейчас не лучшее время для продажи компании. «Мы рассчитываем за пару лет удвоить долю марки “Баренцев” на рынке и в долгосрочной перспективе можем рассмотреть вопрос продажи бизнеса»,— признался он. Может ли PepsiCo в будущем приобрести его компанию, Марк Гусаров комментировать отказался.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments