Краснодарские торгово–развлекательные центры в ожидании сильного конкурента OZ MALL, чтобы не потерять клиентов, начали строить океанариумы и наращивать торговые площади.
 
Ранее в СМИ заявлялось, что OZ MALL, который строится в районе аэропорта Краснодара, будет закончен весной 2011 г. Как рассказал представитель OZ MALL, ТРЦ ориентировочно откроется в ноябре 2011 г. «У нас активно продолжаются работы по введению комплекса в эксплуатацию. Нужно понимать, что OZ MALL — это довольно сложный объект, аналогов которого нет в России», — пояснили в компании.

По данным московской компании Jones Lang LaSalle (консультант по маркетингу и сдаче в аренду ТРЦ), арендуемая площадь OZ — 164 тыс. м2 (общая — 227 тыс. м2). В комплексе уже работают якорные арендаторы: «Окей», OBI, Kika, Decathlon, которые занимают около 46 тыс. м2. Известно, что в ТРЦ откроются ЦУМ (Москва, 10 тыс. м2) и универмаг детских товаров Endlesstory (4 тыс. м2), также планируются отдел бытовой техники и электроники, центр мебели и интерьера (займут 18 тыс. м2). Из развлечений в комплексе будут работать кинотеатр (11 залов), боулинг (36 дорожек), детский центр, каток, 26 ресторанов и кафе. По данным компании Jones Lang LaSalle, сейчас в ТРЦ пока еще есть свободные площади.

Инвестор OZ — ООО «Лидер». Заказчик — AIM Property Development. Инвестиции в проект, по данным управления торговли и бытового обслуживания городской администрации, — 8,4 млрд рублей, освоено — 8, 305 млрд рублей.

Некоторые краснодарские торговые центры в ожидании открытия нового ТРК уже начали предпринимать меры, чтобы не потерять своих клиентов. «Безусловно, конкуренция на рынке торговых объектов усилится, — рассказывает Григорий Сай, директор УК «Ритейл Парк» (ТК «МедиаПлаза», ТРЦ «Галактика»). — Но и мы не стоим на месте, придумываем новые фишки. Скоро у нас заработает круглогодичный вместительный океанариум. Под этот проект выделено 2 тыс. м2. Также мы станем усиливать развлекательные и торговые блоки. Что будет конкретно сделано, пока говорить рано, т.к. концепция сейчас утверждается». По его словам, каждый ТРК в городе займет свою нишу. «Большое количество торговых центров приведет к тому, что городские рынки потеряют спрос», — предполагает Григорий Сай.

Развивается и соседствующий «СБС Мегамолл». Как рассказали в компании, «СБС» меняет свое позиционирование на рынке коммерческой недвижимости — отходит от привычного «мебельного комплекса». В центре начался переезд мебельных арендаторов — они освобождают два этажа (а сами разместятся на 1–м этаже закрытой парковки и на нулевом этаже ТРК). На освободившейся площади будет создана fashion–галерея, здесь откроются бутики одежды и обуви.

Ротация арендаторов по планам закончится в августе 2011 г.

Стратегические планы развития разрабатывает и «МЕГА Адыгея–Кубань». Как рассказал Феликс Тойеркауфф, управляющий Семейным ТЦ «МЕГА Адыгея–Кубань», с завершением расширения дороги и окончанием строительства многоуровневой развязки (конец 2011 г.) возле МЕГИ у компании появится возможность для дальнейшего развития всего ТРК.

«Сейчас мы находимся на стадии планирования и решаем, как лучше использовать нашу огромную территорию», — добавляет он.
Феликс Тойеркауфф считает также, что с открытием в городе новых торговых объектов наступит насыщение рынка.
«Слабые бренды будут замещены более сильными. Это произойдет как с торговыми центрами, так и с объектами уличной розницы», — предполагает он.

Не боится конкуренции и строящийся на пересечении ул. Карасунской и Коммунаров ТРК «Сердце Города» (рабочее название «Екатеринодар»), который ориентировочно откроется чуть позже OZ MALL — в I квартале 2012 г. Как рассказал Андрей Федарков (управляющий ТРК «Сердце Города»), OZ MALL должен занять свою специфическую нишу в огромном объеме коммерческой недвижимости Краснодара. Наличие хороших «якорных» арендаторов — это еще не гарантия успеха. Говорить об успешности проекта в целом можно будет только после открытия торговой галереи. На «якорях», как известно, много не заработаешь. В нашем ТРК мы сделаем акцент на спортивно–развлекательной составляющей, а не на торговой».
ТРЦ OZ–Молл начали строить в Краснодаре в марте 2007 г. Комплекс должен стать крупнейшим на юге России. Он расположен у пересечения автомагистралей «Дон» и Краснодар — Кропоткин (по некоторым данным, участок в 47 га находится в собственности ООО «Лидер»).

Ранее девелоперы заявляли срок сдачи на конец 2008 г.

Компания AIM Property Development создана в 2005 г. Занимается инвестициями в рынок недвижимости, ведет строительство торгово–развлекательных комплексов в российских городах–миллионниках. Финансовые показатели не разглашаются.


Некоторые ТРК могут не выдержать конкуренции

Евгений Панасенко, представитель компании GVA Sawyer на юге России:

Краснодар — один из лидеров среди российских городов по насыщенности торговых площадей: на тысячу жителей приходится около 673 м2 (в Москве — 480 м2 ).

С вводом в эксплуатацию OZ MALL на рынке торгово–развлекательных комплексов произойдет перенасыщение — показатель перевалит за 700 м2 на тысячу горожан (это не учитывая уличный ретейл, только качественную торговую недвижимость). Мы приближаемся к показателям Лондона.

После появления на рынке такого крупного игрока, как OZ MALL, некоторые торгово–развлекательные центры могут уйти с рынка.
В первую очередь это касается небольших комплексов — ТК «Вега» (ул. Уральская), «Арбат» (ул. Красная), возможно, не состоится открытие строящегося ТЦ «Юг» (пересечение ул. Тургенева и Кубанской Набережной), вероятно, трудности с арендаторами начнет испытывать ТК «Галактика» (ул. Стасова), возможно, снизится поток клиентов в «СБС Мегамолл».
Чтобы не допустить ротации арендаторов, собственники краснодарских торгово–развлекательных центров скорее всего начнут снижать арендные ставки.

Борис Дровалев, руководитель коммерческой недвижимости агентства ADVANCE:

OZ MALL в первую очередь будет ориентирован на жителей двух микрорайонов — Гидростроителей и Комсомольского и пригорода Краснодара.

Ближайшие крупные соседи «новичка» — ТРЦ «СБС Мегамолл», «Галактика» и «МедиаПлаза».
Преимущество этих местных торгово–развлекательных комплексов в том, что они ведут более лояльную и гибкую арендную политику и могут принимать предпринимателей разного уровня.

Кандидатов в OZ отбирает столичная компания, преимущественно это будут федеральные игроки с известными брендами.
Вряд ли у краснодарского индивидуального предпринимателя получится «зайти» в OZ. У многих «неместных» управленцев есть сложности в ведении бизнеса в Краснодаре — регион довольно сложный.

Многие не учитывают его специфику — здесь своя мода, вкусы, предпочтения, привычки. Например, товары, которые пользуются спросом в Москве или Петербурге, могут совсем не продаваться в Краснодаре. Поэтому успешность ТРК во многом будет зависеть от подборки будущих арендаторов.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments