Что: система управления ассортиментом TRF Retail
Кто использует: в России — «Аптечная сеть «36,6», «Семейная копилка» (в составе ГК «Дикси»), за рубежом – Carrefour, The Body Shop, «Меркатор», «Система Ю», «Мигрос».
Зачем: повысить рентабельность и операционную эффективность розничной сети за счет оптимизации ассортиментной матрицы.
Разработчик: TRF
Стоимость внедрения: TRF использует архитектуру SaaS (программа как сервис). Затрат на внедрение нет, оплачивается только услуга по использованию сервиса). Стоимость услуги зависит от количества торговых точек, которые работают в системе, и их формата.
Александр Котляров, директор TRF в России и странах СНГ:
Современные розничные компании, заинтересованные в повышении рентабельности, прилагают много усилий, чтобы справиться с таким проблемами, как избыточный складской запас или, напротив, отсутствие товара на полке. Также нередки случаи, когда ассортимент не соответствует позиционированию сети или месторасположению торговой точки.
Причина всех этих проблем – отсутствие четкого понимания, какой товар востребован покупателями в каждом конкретном магазине. Дело в том, что розничные сети управляют закупками, как правило, с помощью той или иной информационной системы. Однако крупные ERP изначально создавались для промышленных предприятий и лишь впоследствии были адаптированы под розничную торговлю. Как следствие, их функционал управления закупками больше заточен на оптимизацию внутренней логистики и складских запасов и мало ориентирован на управление ассортиментной политикой.
TRF Retail работает на стыке продаж и закупок и покрывает функционал никак «не закрытый» большими системами. Система анализирует каждую ассортиментную позицию по таким критериям, как продажи, валовый доход, остатки и оборачиваемость, прогнозные продажи и использование полочного пространства.
На основе сопоставления рассчитывается так называемый индекс TRF. Программа просчитывает такие индексы по каждому товару, что позволяет сравнивать их между собой как внутри своей категории в каждой торговой точке, так и сопоставлять эффективность товара или категории в рамках «географического куста», формата или всей сети.
Например, при анализе ассортимента в разрезе товарной категории можно выявить пробелы в товарном предложении или, напротив, задвоенности ответа на одну и ту же потребность – например, при пересечении СТМ и бренда.
В разрезе магазина можно оценить работу каждой торговой точки по товарообороту, конкуренции, покупательской способности клиентов, а также выявить причины ее неэффективности. Например, недостаток предложения товаров в премиальном сегменте в торговой точке, расположенной в элитном районе города. В итоге, процесс адаптации предложения к меняющемуся спросу, помогает исключить ситуацию дефицита товара и тем самым увеличить лояльность покупателей.
На основании проведенного анализа система дает рекомендации по оптимизации ассортимента – как в разрезе товаров, так в разрезе магазинов. При этом ей можно задавать конкретное направление исследования – стоки, упущенные продажи, доход и т.д. Причем система оценивает в денежном выражении, как скажется на продажах то или иное действие пользователя.
Например, насколько вырастут продажи при выводе из ассортимента продукта с самым низким индексом TRF и замещении освободившегося места на полке товаром под собственной маркой в той же ценовой категории.
Также рекомендации выдаются в зависимости от профиля пользователя: сотрудники отдела закупок или категорийный менеджер получают свои рекомендации, сотрудники сети – свои.
Индекс TRF позволяет выявлять плохо продаваемые товары или слишком большие страховые остатки. Вывод из матрицы «зависших» товаров и снижение уровня остатков помогают повысить «отдачу» полок. Также TRF имеет выделенный инструмент для мониторинга private label, которые являются одним из инструментов повышения маржинальности сети.
Программа хранит историю оценок, что позволяет оценивать как работу сотрудников в динамике (есть реакция на рекомендации или нет), так и поведение каждого из товаров во времени. С помощью TRF можно построить наглядные графики и диаграммы с рейтингом позиций ассортимента по заданному параметру (товарооборот, доход, количество SKU). Также при формировании заказа и определении частоты поставок учитывается кратность упаковки, а исключение лишних заказов помогает избежать увеличения логистических расходов.
Как это работает
TRF использует архитектуру SaaS (программа как сервис). Данные о продажах розничной компании через Excel-шлюз выгружаются на сервер, где происходит их анализ. Доступ к результатам осуществляется через web-интерфейс в режиме реального времени.
Инвестиции во внедрение не требуется, а предварительные настройки инструмента в соответствии с текущей стратегией компании занимают 1-2 дня с момента принятия решения, настройка шлюза для выгрузки данных – одну неделю. Еще около месяца занимает обучение персонала и тестирование сервиса. Первые операционные результаты можно получить уже через восемь недель после принятия решения об использовании программы.
Скачать полное описание TRF Retail
Перейти к содержанию обзора «В ожидании 2012. Новейшие технологии в ритейле»