Столичные власти и торговые сети выезжают в регионы для поиска надежных поставщиков. Как оказалось, местные производители зачастую не готовы обеспечить регулярные поставки товара. Об этом сообщил Игорь Куколев, замначальника управления инфраструктуры розничной торговли и услуг столичного департамента торговли и услуг, на "круглом столе" "Эффективная работа с сетевыми магазинами".
"В столице много торговых сетей, которые готовы работать с регионами. При этом в регионах темпы производительности ниже, чем в столице, из-за этого сети часто не получают продукцию в срок. Впрочем, любая торговая сеть заинтересована в качественном и дешевом продукте, и если такая имеется в регионе, то сети открыты для сотрудничества", — отмечает Игорь Куколев.
По его словам, уже сейчас столичные власти и крупные сети активно работают с региональными поставщиками. "Представители департамента выезжают в регионы, где встречаются с производителями и властями на местном уровне, чтобы в дальнейшем заключить прямые контракты о поставках продовольствия. В ближайшее время мы планируем посетить Липецкую и Ростовскую области, Воронеж, Ставропольский край", — рассказывает чиновник. Он также добавил, что в мае сети уже посетили Калужскую и Белгородскую области, где их заинтересовали сельхозпроизводители.
При этом отношения поставщика с сетевыми магазинами редко бывают простыми. Для первого важно продать, а для второго есть еще вопросы, связанные с транзитом и логистикой. По словам Сурена Варданяна, вице-президента Московской торгово-промышленной палаты (МТПП), все сетевые магазины зарабатывают не только на розничном рынке, но и на продвижении товаров через свои склады и логистические центры, в том числе за счет больших поставок в регионы. "В Москве уже отлажена цепочка, которая интересна для любого производителя или поставщика. Здесь сосредоточено 40% всего оптово-розничного рынка России, в торговые сети пропускают 20 млн человек ежедневно, столица — это крупнейший логистический хаб. Сегодня экспорт превышает импорт на 55%, но если мы говорим о продовольствии, то оно пока импортное. При этом в последнее время наблюдается позитивная тенденция поставок из регионов", — отмечает Варданян Сурен.
Прежде чем идти в сеть, производитель должен понимать ее ретейл. "В каждом сетевом магазине ретейл отличается: у "Магнита" — отличная дистрибуция, если необходим объем продаж, нужно идти в "Ашан", если производитель преследует амбициозные репутационные цели, следует предложить свой товар в "Азбуку Вкуса" или "Глобус Гурмэ", — считает Михаил Краснов, генеральный директор "Форментера Русия". По его словам, первый вопрос, который зададут производителю сетевики, будет об опыте работы и логистике. Второй — о цене продукта, его конкурентоспособности и спросе. Беспроигрышным вариантом при вхождении в сеть окажется продукт, который уже узнаваем на рынке. "Если продукт еще неизвестен потребителю, нужно инвестировать в бренд. Необходимо сделать товар узнаваемым, что повысит лояльность сети на этапе переговоров. При этом важно знать и саму сеть: какие у нее критерии отбора поставщиков, ценовой сегмент ретейлера, аудитория, критерии по маркетингу, а также какие объемы при реализации того продукта, который вы предлагаете", — говорит Михаил Краснов.
Если объем продукции не позволяет работать с сетями, можно начать с ярмарок выходного дня, говорят эксперты. Такие ярмарки есть не только в столице, но и в регионах. Они могут стать площадкой для самопрезентации товара от производителя, то есть своего рода рекламой за счет средств правительства. При этом следует обращать внимание на разумность цены, так как сегодня покупатель частично переориентируется с дорогих продуктов на средний и бюджетный ценовой сегменты. "Покупатель более внимательно читает этикетку товара, совершает меньше спонтанных покупок, больше интересуется соотношением цена-качество. Эпоха умного потребителя уже началась, покупатели будут ориентироваться не на маркетинговые обещания, а на информацию о качестве, которую они посчитают объективной, — говорит Елена Саратцева, член межведомственной рабочей группы по созданию Российской системы качества.
Эксперты сошлись во мнении, что существуют не только логистические проблемы при входе производителей в сеть, также важно учитывать сезонность продукции и сроки хранения. Жанна Вартанова, руководитель отдела франчайзинга российского представительства "Баскин Роббинс", акцентирует внимание, что зачастую от момента презентации продукта в сетевых магазинах до момента его размещения на полки может пройти больше полугода. "Для любого продукта имеет большое значение сезонность и сроки хранения. Важно учитывать, как продукт хранится в сетях перед доведением его до покупателя", — говорит она.