Сергей Смирнов, директор Института социальной политики НИУ "Высшая школа экономики":

Минэкономразвития предлагает позволить компаниям совершать пожертвования не из чистой прибыли, как сейчас, а из той, которая образовалась до налогообложения. Таким образом, фискальная нагрузка снижается. Это может стать для них серьезным стимулом — уделять больше внимания благотворительности.

Речь идет о пожертвованиях религиозным организациям и тем, кто поддерживает науку, культуру и спорт. Хотя справедливости ради стоит сказать, что у нас и сейчас есть хорошие примеры. Взять хотя бы фонд Чулпан Хаматовой "Подари жизнь". Туда жертвуют деньги не только отдельные люди, но и целые организации. Если посмотреть финансовую отчетность фонда, которая регулярно публикуется на его официальном сайте, можно увидеть, что бизнес в этом плане достаточно активен. Но ведь добрых дел мало не бывает.

Минфин, критически оценивая инициативу минэкономразвития, возможно, прав в том, что бюджет может лишиться определенной части доходов. Но на этот аспект стоит посмотреть с другой стороны. За счет благотворительности могут решаться те проблемы, на которые сейчас направляются бюджетные средства. К примеру, дорогостоящие операции мог бы финансировать бизнес, за счет благотворительных пожертвований, тогда как сейчас это делает бюджет.

В целом инициатива минэкономразвития мне кажется разумной, и я склонен ее поддержать. Но, давая бизнесу преференции, нужно определить для него и четкие ориентиры: на что конкретно направлять пожертвования. В России масса нерешенных проблем, но есть те, которые острее других. Вот на них и должна быть направлена благотворительность. Если просто вводить налоговые льготы и "отпускать поводья", это, на мой взгляд, ни к чему хорошему не приведет. В нашем государстве, которое не отличается прозрачностью, даже благотворительность может стать почвой для злоупотреблений.

Марина Емельянцева, юрист, налоговый эксперт:

Введение проектируемой минэкономразвития льготы для благотворителей теоретически может помочь властям регионов и местным администрациям в финансовом обеспечении социальных задач. На практике же это вряд ли удастся выполнить.

Во-первых, необходимо, чтобы благотворители нашлись и действительно помогали. Ведь чтобы изъять прибыль на собственные нужды владельцам компаний приходится отдавать бюджету всего 20 процентов в виде налога, а если заниматься благотворительностью, то отдать на помощь другим надо будет все.

Какие интересы возобладают — личные или гуманистические — трудно предсказать.

Во-вторых, помощь благотворителей нельзя ни спланировать, ни равномерно распределить между всеми нуждающимися в финансовой поддержке некоммерческими организациями.

Это может привести к тому, что в бюджетах не самых богатых регионов может не оказаться достаточных средств для содержания удаленных социальных учреждений. Благотворители скорее помогут тому учреждению, которое находится поблизости, и для крупного налогоплательщика это даст некоторую налоговую экономию.

А региональный бюджет, предоставляя льготу, окажется с увеличивающимся дефицитом, и вынужден будет урезать ту или иную социальную программу из-за недостатка средств.

При этом значительные потери будут именно у региональных бюджетов, поскольку в соответствии со статьей 284 Налогового кодекса в них поступает часть налога на прибыль по ставке не менее 13,5 процента, а в федеральный бюджет — только 2 процента.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments