Smeshariki GmbH, владелец прав на бренд "Смешарики", активизировав борьбу с контрафактом, стала лидером по количеству обращений в российские суды среди компаний-нерезидентов.
Первый иск Smeshariki подали в ноябре 2010 г., в том же году последовало еще порядка 10 заявлений в различные суды, связанных с нарушением прав на использование ее торговых марок. В 2011 г. Smeshariki подали уже более 180 исков, в 2012 г. — более 200, а в этом году компания развила настоящую гиперактивность, обратившись в суды в январе-августе свыше 400 раз.
Сопоставимое или большее количество исков поступает в российские арбитражи только от операторов связи, крупнейших банков и страховщиков. Среди иностранных компаний Smeshariki — лидер, свидетельствует анализ данных базы арбитражных судов РФ.
"Все иски адекватны инцидентам, которые случаются в разных регионах России", — заявил "Интерфаксу" Илья Попов, генеральный продюсер группы компаний "Рики", развивающей проект "Смешарики".
По его словам, "количество исков соответствует нынешним реалиям, тому количеству контрафакта, который присутствует на рынке не только по нашему бренду, но и по другим".
Выигрываются более 80% дел, сообщил И.Попов.
Иски подаются как в отношении индивидуальных предпринимателей, так и к ООО и акционерным обществам. Большинство исковых требований не превышают 100 тыс. рублей, но есть и более крупные. Например, иск на 560 тыс. рублей к ООО "Виготек". Ответчик изготавливал и продавал торты с фигурками, имитирующими персонажей анимационного сериала "Смешарики". Суд удовлетворил иск частично — на 90 тыс. рублей.
Иск на 2 млн рублей к ритейлеру "О’Кей", который продавал носки с изображением персонажей мультфильма, был удовлетворен полностью.
По словам И.Попова, судебная активность направлена на борьбу с контрафактной продукцией. "Мы не преследуем цель получения доходов от этих исков. Средства, полученные в качестве компенсаций, направляются на борьбу с контрафактом", — отметил он.
Иски помогают решить проблему лишь частично, сказал И.Попов. "Основная причина присутствия контрафакта — в высокой коррупции на таможенных границах, особенно в малых городах. В результате приходит контрафакт, причем произведенный не на территории России, а в странах Азии. Единственный способ кардинального изменения ситуации — это более жесткая работа таможни, которая могла бы перекрывать каналы поступления продукции в Россию. И тогда — не пришлось бы отлавливать мелких продавцов", — отметил он.
Группа компаний "Рики" занимается созданием и развитием медийных проектов. В настоящее время Smeshariki GmbH и "Мармелад Медиа", входящие в группу "Рики", работают более чем с 60 лицензиатами. Создана франчайзинговая сеть под брендом "Смешарики", состоящая из 50 магазинов и клубов на территории РФ.