Мода на контрактное производство в России докатилась до самых консервативных производителей, о чем говорит пример японского Panasonic. Остальные крупные брэнды размещают производство телевизоров в России давно. По сути дела, последними крупными игроками на рынке кинескопных телевизоров, работающими целиком на импорте, являются Sharp и Sony. Для российских заводов контрактное производство становится все более удобным бизнесом, однако участники рынка признают, что свои брэнды развивать все равно надо.
На этой неделе стало известно о том, что компания Panasonic объявила о начале сборки телевизоров в России. Последней из крупных по мировым меркам компаний, которая не решилась в той или иной степени локализовать производство в России, является Sony.
Как говорят представители этой компании, она не имеет принципиальных возражений против российской сборки: просто пока, по их расчетам, она будет нерентабельной.
Из семерки лидеров российского рынка телевизоров ничего не производит в России только Sharp. Но тоже по объективным причинам: по словам директора по маркетингу российского Sharp Андрея Захарова, большинство оборота Sharp приходится на ЖК-телевизоры, качественную сборку которых в России пока не организуешь.
Аналитики уверены в том, что процесс перехода на российскую сборку закономерен.
«Производство в России выгодно компаниям: они существенно экономят на логистике, импортных пошлинах и других таможенных расходах»,— говорит Антон Васильев, аналитик агентства Most Marketing.
Он добавляет, что для большинства производителей открытие собственного завода требует слишком серьезных инвестиций: для них контрактная сборка— лучшее решение.
Выгода российской сборки для владельца брэнда очевидна. Однако российские производители не согласны в том, можно ли производителю делать деньги только на контрактном производстве или все же необходимо развивать и собственный брэнд.
«Конечно, сосредотачиваться на контрактном производстве выгодно. Отверточная сборка дает предприятию стабильный доход при минимуме вложений»,— уверен директор московского представительства Rolsen Леонид Осипов. На заводе Rolsen в подмосковном Фрязине собирается большинство продаваемых в России телевизоров LG, что приносит компании значительную часть прибыли. Осипов не боится того, что после завершения строительства собственного завода LG решит убрать заказ с Rolsen.
«Вряд ли производители будут переносить на новые заводы производство кинескопных телевизоров: это умирающий сегмент. Конечно, в России он умрет нескоро, но новый завод— это вложение в будущее, где места для кинескопов уже нет»,— говорит он.
Впрочем, помимо сборочного производства Rolsen, по словам Осипова, делает очень большие вложения в разработку, маркетинг, продвижение.
«Вложения и риски достаточно высоки. Однако в случае успеха и прибыли заметно отличаются от доходов контрактников»,— говорит Осипов. С Осиповым спорит гендиректор чисто контрактного завода «Арсенал» Алексей Бочаров: «Прежде всего контрактное производство не так легко, как кажется. У нас происходит серьезная борьба за вендоров, мы должны предложить им лучшие условия, гарантировать высочайшее качество, а сделать это в силу жесточайших требований заказчика удается далеко не всем». А по мнению гендиректора ТПК «Сокол» (производственное подразделение холдинга «М.Видео») Дмитрия Тиманова, контрактное производство сейчас все же более выгодно. «Мы не собираемся отказываться от своего брэнда, однако, например, в этом году доля Akai в нашем обороте достигнет 65%»,— приводит пример Тиманов. «Все-таки потребитель гораздо больше доверяет западным брэндам»,— говорит он.
Аналитики согласны с тем, что контрактное производство — выгодный вариант для завода. Однако при всех своих плюсах является тупиковой ветвью развития производства, отмечает PR-директор отраслевой ассоциации РАТЭК Антон Гуськов. «От такой формы сотрудничества предприятия развращаются: им не надо вкладываться в разработку и заниматься подготовкой квалифицированных кадров. В глобальном масштабе все это ведет к превращению страны в сборочный цех»,— говорит Гуськов. По его словам, сейчас ассоциация главной задачей видит развитие полноценных производств.
«Впрочем, сейчас даже для успеха на контрактном рынке необходимо быть на шаг вперед рынка, осваивать новые продуктовые группы, например налаживать выпуск ЖК»,— оговаривается он.
Впрочем, помимо собственного брэнда и сборки телевизоров под западными марками есть и третий путь — производство private label для розничных сетей (например, Elenberg для «Эльдорадо»). Однако его на рынке считают не самым выгодным. «Примеры с собственными торговыми марками можно пересчитать по пальцам одной руки: отечественный брэнд в своей категории никогда не сможет конкурировать, например, с Samsung,— говорит Антон Васильев из Most Marketing.— Скорее всего, розничные сети откажутся от такой практики».