Основательница марки одежды Concept Сlub Анна Фаустова стала совладелицей крупной петербургской пекарни и сети кондитерских "Балтийский хлеб — Британские пекарни" (British Bakery). Чтобы вывести компанию из предбанкротного состояния, в котором она оказалась перед сделкой, новым собственникам, по мнению экспертов, придется преодолеть ряд трудностей. Во-первых, бизнес потребует сложной модели поставок, во-вторых, компании придется регулярно справляться с убытками, возникающими по вине собственных клиентов.

Хлеба вместо платьев

Как стало известно РБК Петербург, Анна Фаустова совместно с частным инвестором Михаилом Бондарем приобрели компанию "Балтийский хлеб" и входящую в нее сеть кондитерских "Британские пекарни". Предыдущим собственником бизнеса была частный предприниматель Людмила Зубакова. Сумму сделки Анна Фаустова не назвала, отметив, что потратила средства, полученные от продажи доли в ретейлере Concept Сlub. "Стоимость "Балтийского хлеба" меньше его годового оборота, но в целом это сопоставимые величины", — уточнила предприниматель. По ее словам, оборот "Балтийского хлеба" в 2015 году, предшествующем покупке, составил порядка 500 млн руб.

"Мы заплатили деньги за оборот компании, ее бизнес-процессы — договоренности с поставщиками, корпоративными клиентами, арендованные точки продаж, бренд, персонал. Кроме того, в сделку вошли здание, производственные мощности и кондитерская на Большом проспекте Петроградской стороны", — раскрывает А. Фаустова суть покупки.

Вложения будут окупаться достаточно долго — в течение пяти лет, полагает А. Фаустова. Долгий срок окупаемости связан с тем, что "Балтийский хлеб" в момент сделки находился в предбанкротном состоянии. "В 2008 году компания провалила экспансию на московский рынок, модель бизнеса пекарни перестала быть эффективной, и в итоге "Балтийский хлеб" перестал справляться с долговой нагрузкой. На момент покупки долги компании перед банками составляли около 450 млн рублей", — уточнила А. Фаустова.

Риски сухой булки

После покупки пекарни инвесторы реструктурировали часть долга и начали работать над расширением бизнеса. Так, в 2016 году "Балтийский хлеб" заработал на треть больше выручки, чем в 2015 — 700 млн руб. В 2017 году новые собственники не планируют снижать обороты. По оценке А. Фаустовой, компания в конце года должна заработать 900 млн руб. выручки.

В настоящий момент половину доходов "Балтийскому хлебу" приносит продажа продуктов питания через собственную сеть кондитерских British Bakery ("Британские пекарни"), располагающихся в основном в арендованных помещениях. С момента смены собственников компания открыла 5 новых точек, в настоящий момент сеть насчитывает 15 кондитерских. В планах собственников входит открытие еще 10 точек.

"Спрос на заводскую выпечку, продаваемую в гипермаркетах, падает. Покупатели активно переходят на покупку свежеиспеченных изделий в близких к дому розничных точках", — объясняет А. Фаустова планы по развитию розничного бизнеса.

Развитие розничной сети кондитерских, по мнению бывшего главы компании "Любимый край" Дмитрия Байкова, сопряжено со специфическими проблемами.

Во-первых, в течение дня необходимо поддерживать максимальный уровень свежести товара на прилавке и в то же время не допускать пустоты на полках. "Формат кондитерских у дома — это экстремальный фреш, где продукт пользуется высоким спросом всего несколько часов. Необходимо так поставить логистику, чтобы продукт поступал в розницу несколько раз в день в соответствии со всплесками спроса на хлебобулочные изделия. Более того, поставки нужны в таком объеме, чтобы и полки не пустовали, и продукт не сох", — объясняет Д. Байков.

Во-вторых, розничной сети кондитерских необходимо выстроить ценовую политику таким образом, чтобы охватить максимальную аудиторию. "Если вы будет продавать, условно говоря, только багеты за 80 руб. с колоссальной маржой, то нормальной рентабельности всего бизнеса добиться не получится. Необходимо работать в нескольких ценовых сегментах, чтобы поддерживать как массовый, так и маржинальный поток клиентов", — сказал Д. Байков.

По его словам, большая часть российских менеджеров в розничном хлебобулочном бизнесе пока не накопили достаточно опыта для выстраивания эффективной цепочки бизнес-процессов. "Как с ценообразованием, так и с логистикой у нас пока кто в лес, кто по дрова", — добавил эксперт.

Задачей новых собственников "Балтийского хлеба", по словам А. Фаустовой, является как раз систематизация процессов. "Бизнесу, когда мы его приняли, не хватало порядка. Сейчас прописываем, регламентируем процессы, ставим систему", — ответила на вопрос о рисках Анна Фаустова.

Невынужденный возврат

Кроме розничных сетей, "Балтийский хлеб" зарабатывает на продаже выпечки корпоративным клиентам. "Это приносит нам другую половину выручки. Наши клиенты — в основном крупные компании, такие как сеть заправок Neste, кофейни Starbucks, поставщики авиапитания", -уточнила А. Фаустова.

Основной проблемой поставок корпоративным клиентам являются убытки от возврата испортившейся продукции, считает генеральный директор ГК "Дарница" Виктория Устименко. "Если заказчик не сумел вовремя сбыть часть закупленной у пекарни продукции и она испортилась, в большинстве случаев он имеет право вернуть ее поставщику. Поэтому покупатель часто не заинтересован в оптимальном формировании заказа. Хотя в любом случае все зависит от условий договора", — говорит В. Устименко.

А. Фаустова не считает существенным риск возврата товара клиентами. "Во-первых, такой риск заложен в цену наших изделий. Во-вторых, объемы потенциального возврата ограничены", — объясняет предприниматель.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments