В понедельник, 4 октября, областное правительство рассмотрит проект программы мер по развитию конкуренции в Новосибирской области на 2010-2012 гг. (опубликован на сайте областного правительства). Программа включает анализ конкурентной среды на «ключевых социально значимых для области рынках» и меры по ее улучшению. Внимание чиновников сосредоточено на ситуации на восьми товарных рынках: агропродовольственном, потребительском, строительном, фармацевтическом, ЖКХ, электро- и теплоэнергетики, пассажирских перевозок и нефтепродуктов. Рынки отобраны с учетом их роли в ВРП региона, наличия высоких административных барьеров для доступа на них, а также по рекомендации областного управления ФАС, «Опоры России» и Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий (МАРП).
Одна из задач программы — создание благоприятных условий для выхода на рынки мелких и средних игроков, говорит заместитель руководителя УФАС по Новосибирской области Александр Ельчанинов.
Бюджет программы в проекте не указан. Колоссальных средств на нее не будет, говорит Струков, возглавляющий минэкономразвития области. Министерства будут учитывать ее при составлении целевых программ, которые имеют собственное финансирование, поясняет он.
В документе отмечается, что кризисный 2009 год оказал «существенное влияние на конкурентную среду в области»: «Политика хозяйствующих субъектов стала более агрессивной и жесткой по отношению к конкурентам, начали просматриваться такие тенденции, как <…> не спровоцированные внешними обстоятельствами резкие скачки цен». Кроме того, компании стали активнее жаловаться в ФАС, приводятся данные в проекте (см. врез).
Целевые показатели программы не содержат конкретики: власти ожидают увидеть «рост количества хозяйствующих субъектов, производительности труда, повышение качества продукции и услуг». Точнее ожидаемые результаты будут выражены в министерских целевых программах, обещает Струков.
В сфере торговли власти хотят сделать упор на развитие розничных сетей в сельских районах области (там, по данным правительства, всего 393 кв. м торговых площадей на 1000 жителей против 816 кв. м в областном центре), обещая консультационные услуги и упрощение лицензирования. Этим розницу в село не загнать, утверждает директор по корпоративному управлению «Новых торговых систем» (НТС, франчайзи «Пятерочки», «Патэрсона», собственные сети «Столичный» и «Лидер экономии») Александр Агеев. По его оценке, минимальный размер населенного пункта, в котором существование магазина формата «у дома» возможно, — 5000 человек, меньшее население не обеспечит покрывающей издержки выручки. «Магазины НТС присутствуют почти во всех райцентрах области, идти глубже смысла нет», — говорит Агеев.
В самой монополизированной сфере — энергетике — власти видят спасение в строительстве мини-ТЭЦ и реконструкции существующих котельных. Чтобы сделать более конкурентным рынок нефтепродуктов, власти готовы организовать биржевую площадку для торговли ГСМ и оказать поддержку инвесторам, которые планируют построить нефтеперерабатывающий завод мощностью 1-3 млн т в год в Барабинске (с кем ведутся переговоры о строительстве НПЗ, Струков не говорит). Строителям обещают ускоренный землеотвод и поддержку вне зависимости от сегмента жилья, которое они строят. «Инициативы сократить сроки оформления звучат часто, но это все равно занимает около полугода», — не верит заместитель генерального директора строительной компании «Энергомонтаж» Владимир Каличенко.
Для контроля ценообразования в ЖКХ и розничной торговле власти собираются мониторить себестоимость товаров и услуг и публиковать свои расчеты. «Снижение административных барьеров и создание публичного ценообразования — два самых действенных рычага программы. И это областному правительству по силам», — считает управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков. Цены не остановятся, но будут сдерживаться, если на рынки придут новые игроки, добавляет он.