Индекс потребительского доверия в России, по оценкам аналитического агентства Nielsen, растет третий квартал подряд. По итогам третьего квартал 2014 г. показатель достиг 87 пунктов. Последний раз индекс находился на аналогичном уровне два года назад, в третьем квартале 2012 г.
Рост индекса обеспечил, в первую очередь, индикатор перспектив на рынке труда: 42% респондентов в России ожидают, что они будут хорошими или отличными в ближайшие 12 месяцев (+11 п.п. по сравнению с первым кварталом и +8 п.п. по сравнению со вторым кварталом 2014 г.). В кризисном 2009 г. те, кто оценивал свои перспективы на рынке труда как хорошие или отличные, составляли лишь 15%, и сегодняшняя цифра в 42% ‒ самый высокий показатель за последние шесть лет.
Подъем потребительских настроений, происходящий на фоне стагнации на российском FMCG-рынке, это уже обнадеживающий сигнал, уверен управляющий директор структуры Nielsen в Восточной Европе Кириакос Кириаку. Напряженная социально-экономическая ситуация пока не оказала существенного влияния на потребителей: они в большинстве случаев не сильно экономят, и премиум-бренды уверенно держат свои позиции. Однако грань между привычным потреблением и переключением на экономию очень тонкая, и производителям необходимо иметь наготове несколько предложений с хорошим соотношением "цена-качество", так как в любой момент потребители могут начать сокращать свои расходы, считает топ-менеджер.
Российские потребители становятся сдержаннее в оценке состояния собственных финансов: более половины (54%) полагают, что их финансовое положение в ближайшие 12 месяцев будет не очень хорошим или плохим (51% во втором квартале 2014 г.). Учитывая текущий уровень цен и состояние собственных финансов, только 30% россиян говорят, что сейчас отличный или хороший момент для совершения покупок (34% в первом квартале 2014 г.). В кризисном первом квартале 2009 г. аналогичный показатель находился на уровне 27%, упав по сравнению с первым полугодием 2008 г. на 15 п.п. Сегодня же существенного снижения показателя не наблюдается – он находится на уровне выше, чем в 3 и 4 квартале 2013 г. (на 2 и 4 п.п. соответственно).
Все по-старому? Почти
Список ключевых беспокойств россиян второй квартал подряд возглавляет война (22%), прибавившая 6 п.п. к предыдущему кварталу и 16 п.п. к первому кварталу 2014 г. Сохранность рабочих мест и состояние экономики, традиционно главные источники тревоги россиян, отошли на второй план (12% и 10% респондентов соответственно).
В распоряжении свободными денежными средствами россияне приоритетов не изменили: 45% будут тратить их на одежду, 34% ‒ на выплату кредитов и займов, 33% ‒ на отпуск и отдых. Больше россиян планируют переводить свободные средства в сбережения – 31% против 26% кварталом ранее. Больше стало и тех россиян, у которых свободных денег попросту нет – 14% против 11% кварталом ранее.