Ежегодно более 40 тыс. москвичей заражаются кишечными инфекциями, питаясь в киосках фастфуда. Об "Известиям" рассказал главный инфекционист департамента здравоохранения Москвы Николай Малышев. При этом еще больше людей страдают легкими формами заболеваний, предпочитая лечиться дома. По его словам, в нестационарных торговых объектах часто нет воды, канализации и холодильников, а продавцы не имеют санитарных книжек. Из-за этого велика опасность подхватить кишечную палочку, стафилококк, а также заболеть дизентерией и гепатитом. На днях в рамках акции "Безопасный киоск" общественники проверили столичные ларьки. По результатам рейда было направлено обращение в департамент торговли и услуг Москвы с просьбой пересмотреть порядок заключения и расторжения договоров аренды, обязав предпринимателей соблюдать права потребителей.

По словам Малышева, ежегодно в два взрослых стационара Москвы попадают более 40 тыс. пациентов с тяжелыми кишечными инфекциями. Еще больше людей страдают легкими формами заболеваний, но предпочитают лечиться дома.

— Как правило, при опросе выясняется, что большинство заболевших кишечными инфекциями употребляли пищу на улице, из нестационарных объектов торговли — палаток или ларьков, — сказал он.

Малышев отметил, что частыми потребителями продукции киосков становятся дети: ежегодно около 1,2 тыс. школьников отравляются.

Одна из причин высокого риска заболеваемости связана с тем, что большинство продавцов в палатках не имеют санитарных книжек, а следовательно, не проходили необходимого ежегодного медицинского осмотра.

— Кроме того, в этих объектах нет холодильников и необходимых удобств — воды и канализации. Поэтому, у продавцов нет возможности ни помыть руки, ни подготовить рабочее место должным образом, — говорит Малышев. — Зачастую полуфабрикаты хранятся рядом с готовыми продуктами, что категорически запрещено.

Как рассказал врач, особенно опасно питаться в киосках в летнее время, когда готовая продукция в течение всего дня лежит на теплой витрине.

— Так можно подцепить вообще любую инфекцию — кишечную палочку, стафилококк, — говорит Малышев. — Кроме того, в таких продуктах могут находиться и возбудители дизентерии, сальмонеллеза и даже вирус гепатита А.

Малышев советует ни в коем случае не покупать еду в непроверенных местах — палатках, ларьках или временных киосках.

Отметим, что в субботу, 11 апреля, началась акция общественного контроля за соблюдением прав потребителей и качеством товара в нестационарных торговых объектах "Безопасный киоск". Ее организаторы — участники проектов "Единой России" "Знак качества" и "Народный контроль", а также Объединение потребителей России.

Руководитель акции Наталья Старостина не удивлена тем, что москвичи после использования услуг киосков оказываются в больницах. В ходе рейдов, проведенных в ЮЗАО и САО, были зафиксированы многочисленные нарушения прав потребителей, правил торговли и оказания услуг и несоблюдение санитарных норм. По результатам проверок общественники направили обращение руководителю департамента торговли и услуг Москвы Алексею Немерюку с просьбой взять под личный контроль проведение контрольно-надзорных мероприятий.

"В большинстве объектов в виду отсутствия необходимых помещений и оборудования не обеспечивается сохранение качества и безопасность товаров при их хранении и реализации и надлежащие условия торговли. Частично отсутствует или не используется холодильное и вентиляционное оборудование. В месте осуществления торговли не обеспечиваются надлежащие санитарные условия: в торговом помещении отсутствуют рукомойники, в некоторых случаях продавцам, с их слов, не обеспечена возможность посещения санузла — они отсутствуют на близлежащей территории, инвентарь и оборудование устарело или загрязнено, в торговом зале хранятся посторонние предметы (использованная посуда, пустые коробки и мусор)", — говорится в обращении.

Также на некоторые категории товаров — кондитерские и хлебобулочные изделия, выпечку, куры-гриль — отсутствует информация об изготовителе, составе и пищевой ценности, массе нетто, условиях хранения, дате изготовления и сроке годности.

По словам Старостиной, необходимо пересмотреть порядок заключения и расторжения договоров аренды, внести обязанность соблюдать права потребителей. Нарушение же должно стать поводом для расторжения договора.

"Считаем необходимым расширить п. 39 Приложения 2 Постановления Правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. № 26-ПП, дополнив перечень оснований для расторжения в одностороннем порядке организатором аукциона договора о размещении нестационарного торгового объекта с хозяйствующим субъектом основанием: "Несоблюдение прав потребителей, требований технических регламентов и законодательства РФ, регулирующего потребительские отношения, а также сферу организации и осуществления торговой деятельности", — просят общественники Немерюка.

Глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк отметил, что получил обращение и готов совместно выработать новые условия расторжения договоров.

— К сожалению, очень часто именно в палатках обманывают клиентов — обвешивают, обсчитывают, персонал не всегда добросовестно там работает. Правозащитники могут дать конкретный перечень тех статей, по которым они предлагают расторгать договоры. Мы готовы сесть за стол переговоров и совместно проработать механизмы, чтобы постараться максимально обезопасить потребителя от некачественной услуги, — сказал он.

Немерюк подтвердил, что питание в киосках фастфуда часто приводит к отравлению.

— Не так давно серьезные отравления получили жители Калининграда — более 100 человек были госпитализированы после питания в одной палатке, — говорит он. — В киосках нет условий для приготовления пищи и ее реализации (воды, санитарных услуг и пр.). Роспотребнадзор категорически возражает против оказания услуг общественного питания в таких точках. В палатках, как показывает практика, самое большое количество мигрантов на число рабочих мест. Еще 10 лет назад правительство Москвы принимало меры по сокращению точек с шаурмой из-за массовых отравлений, после этого количество жалоб во много раз снизилось.

Председатель комитета по потребительскому рынку московского отделения "Опоры России", председатель совета директоров ООО "Маркон" (бренд "Стардог!s") Сергей Рак отметил, что у крупных сетей общепита работает собственная служба контроля за качеством предоставляемых услуг.

— Крупным компаниям важны не проверки общественников, а отзывы потребителей, поэтому они организовывают обратную связь на сайтах и внимательно прислушиваются ко всем замечаниям и предложениям. У брендированного фастфуда есть стандарты франчайзинга и собственная серьезная служба контроля, которая осуществляет проверки два раза в месяц. При этом, конечно, есть отдельные сегменты общепита, которые далеки от норм СанПиНа, — говорит он.

Рак опасается, что проверки нестационарных торговых объектов могут привести к закрытию неугодных властям Москвы киосков.

— Департамент торговли дает ясно понять, что мелкая розница мешает развитию магазинов и ресторанов, использует труд мигрантов, нарушает стандарты и пр. Поэтому одно из предложений департамента — запретить в ЦАО размещать нестационарные объекты общепита. При этом предприниматели платят самую высокую ставку аренды за размещение в центре — 100–200 тыс. рублей в месяц. И если объект на 6 м может давать такую выручку, это значит, что он пользуется популярностью, а нам говорят, что киоски не нужны и не востребованы, — рассказал Рак.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments