Одежная сеть oodji, принадлежащая петербургскому миллиардеру Дмитрию Гарбузову и входящая в топ–100 крупнейших розничных сетей в России, ушла с рынков Восточной Европы. Речь идет о закрытии 16 магазинов в Польше, Чехии и Словении. Причем oodji не единственная российская сеть, свернувшая свою деятельность в Восточной Европе. Свои магазины закрыли и обувные сети Kari и Centro, хотя планировали на этих рынках активное развитие. Так, Kari, принадлежащая бывшему владельцу "Эльдорадо" Игорю Яковлеву, имела 30 магазинов в Польше, однако потом заморозила свое развитие. Сейчас нет ни одного магазина в Восточной Европе. Аналогичная ситуация и с сетью Centro, принадлежащей бизнесмену Анатолию Гуревичу: еще пару лет назад в Польше было открыто более 50 магазинов, сегодня все закрыты.
Концентрация на России
Oodji начала открывать магазины в странах Восточной Европы в 2010 году. В связи с выходом на международный рынок ретейлер даже сменил написание бренда с OGGI (в переводе с ит. "сегодня") на oodji.
Одновременно с началом развития сети в Европе oodji начала выпускать мужскую линию одежды и аксессуаров. Спустя 2 года, в 2012 году, компания выходит на рынки детской одежды и обуви, запустив линии kids и shoes.
В 2013 году ретейлер имел примерно 16 магазинов в Польше, Чехии и Словении. Но уже с конца 2014 года он стал их закрывать. В самой компании закрытие магазинов не прокомментировали.
Генеральный директор Y–consulting (специализируется на fashion–retail) Дарья Ядерная знает про уход oodji и связывает его с высоким уровнем конкуренции за рубежом. "Это требовало от компании больших административных и маркетинговых затрат на управление бизнесом при небольшом количестве магазинов", — говорит Дарья Ядерная, отмечая, что именно по этой причине в России закрывались международные сети OVS, New Look и другие.
По мнению Дарьи Ядерной, сокращение европейского звена открывает перед владельцами марки широкие возможности для оптимизации процессов на основном рынке — в России, который сегодня самый прибыльный, но и самый сложный.
Пошатнувшиеся позиции
В 2010–2012 годы oodji была одним из лидеров по производству и продаже одежды на рынке России. В 2014 году ее позиции пошатнулись. Так, по подсчетам "ИнфоЛайн", оodji за последние полтора года сократила количество магазинов с 486 (на конец 2013 года) до 416 (на 1 июля 2015 года).
"Закрытие зарубежных магазинов согласуется с общим трендом на оптимизацию бизнеса и закрытие нерентабельных торговых точек", — говорит гендиректор "ИнфоЛайн–Аналитика" Михаил Бурмистров.
Эксперт подсчитал, что в связи с усилением конкуренции на рынке России эффективность магазинов оodji значительно снизилась: так, выручка с 1 м2 в 2014 году сократилась по сравнению с 2012 годом в 1,5 раза, и по этому показателю оodji уступает всем крупнейшим игрокам на рынке розницы одежды и обуви.
Ухудшились и финансовые показатели оodji: выручка в 2014 году сократилась на 13%, до 9,4 млрд рублей (без НДС). В связи с этим компания с 14–го места в списке крупнейших ретейлеров в сегменте одежды и обуви переместилась на 24–е место, по оценке "ИнфоЛайн".
В условиях девальвации рубля и роста процентных ставок по кредитам практически все fashion–сети испытывают масштабные проблемы с обслуживанием кредитов и закупкой новых коллекций. Именно эти проблемы и вынудили российских ретейлеров уйти с зарубежных рынков, отмечают эксперты.